Шведка Эллен Аркбро редко попадает в поле зрения джазовой публики: в первую очередь она известна как одна из главных представительниц стокгольмской академической дроун-сцены. Ее сочинения для акустических инструментов (чаще всего — органов) представляют собой длинные ультраминималистичные композиции, в которых один звук может тянуться многие минуты, а от слушателя требуется серьезная концентрация, чтобы улавливать тонкие акустические нюансы пьесы. Альбом «I get along without you very well» совсем другой. Соавтором Эллен здесь стал мультиинструменталист Йохан Граден — музыкант-импровизатор с не слишком богатой дискографией, в которой, однако, есть и релиз на престижном лейбле Creative Sources; он же исполнял органные партии на альбоме Аркбро «For Organ and Brass». В свою команду дуэт набрал опытных шведских джазовых инструменталистов, игравших, например, в Fire! Orchestra Матса Густафссона и других уважаемых коллективах. Очевидно, что с таким составом Аркбро отправилась покорять новые для себя музыкальные территории, но вот в какую категорию определить получившийся результат — вопрос не такой простой, как кажется.
Состав на альбоме варьируется от композиции к композиции: в разных комбинациях здесь встречаются всевозможные клавишные (фортепиано, орган, синтезаторы) и духовые (бас-кларнеты, туба, саксофон, флейта), а также ритм-секция. Эллен же выступает почти исключительно в непривычной для себя роли вокалистки. Альбом открывается ее пением под неспешные переборы струн контрабаса и тихие протяжные партии деревянных духовых. Получается что-то в духе вокального ECM-джаза; возьмем в качестве ориентира, скажем, Сюзанн Аббуэль. Эта музыка, конечно, не обходится без скандинавской эстетики: она проявляется не только в холодном и сдержанном звучании, но и в манере Аркбро, напоминающей о представительницах северной экспериментальной инди-сцены вроде Енню Вал или Ханне Хюккельберг. Инди-поп-элемент на альбоме вообще весьма заметен: композиции здесь выполнены в песенном формате с минимальным количеством соло и импровизаций (отсюда и вопрос: а джаз ли это на самом деле?). Песни эти, впрочем, отнюдь не просты.
Минимализм остается излюбленным методом Эллен. Фортепианная партия в «All In Bloom», на которой строится вся песня, представляет собой повторяющийся с минимальными вариациями паттерн из одного аккорда, а вокруг него вьются партии голоса и духовых. Такая композиция создает затягивающий медитативный эффект, при этом слушатель внимательно следит за красивой мелодической линией. «Temple» оказывается самой близкой к предыдущим работам Аркбро вещью: в ней она поет только под дроун-аккомпанемент тубы и тромбона. Эта песня, кстати, показывает, что на альбоме есть место спонтанности: где-то в начале трека Эллен едва заметно хихикает. Ну а в концовке «Love You, Bye» музыканты наконец-то дают себе волю и пускаются в легкий фри-джазовый отрыв. Такие моменты встречаются нечасто, но они удачно разбавляют строгость материала и деликатно вносят в него необходимую живость.
«I get along without you very well» — альбом, который влюбляет в себя с первых тактов, покоряет своим стильным холодным звуком, интересными аранжировками и красивыми мелодиями. Что еще важнее, первое впечатление не оказывается обманчивым: при внимательном прослушивании музыка восхищает еще сильнее. Эта работа берет за основу лучшие образцы скандинавского джаза, арт-попа и минимализма, пропускает их через призму личного опыта авторов в области импровизационной и академической музыки, в результате рождая сильный, глубокий, отмеченный яркой индивидуальностью материал. А рассуждать о том, в какой степени его можно отнести к джазу или чему-либо еще, совершенно не хочется. Уделить ему внимание стоит в любом случае.
Слушать на Bandcamp | YouTube | Яндекс.Музыка