Пластинка пианистки Эв Риссер поймала внимание сразу двух авторов «Джазиста» — Ильи Белорукова и Сергея Мезенова. На один и тот же альбом они смотрят под разными углами, с исполнительской и концептуальной точек зрения, — но взгляд обоих получился любопытным.
Илья Белоруков:
Большой состав французская пианистка Эв Риссер собирает не впервые: на том же португальском лейбле Clean Feed, который издал новый альбом Риссер, в 2016 году вышла пластинка под вывеской White Desert Orchestra. Тогда это был тентет, а сейчас в записи приняли участие двенадцать музыкантов. Палитра красок у Риссер крайне любопытная: помимо саксофонов, трубы, тромбона и прочих «традиционных» инструментов, здесь много африканской перкуссии и не обошлось без аналоговых синтезаторов, хоть и в небольших дозах. Композиции сочинены Риссер, но аранжировки делали все участники записи, что свидетельствует о живом процессе огранки изначального материала.
Зачастую большим составам, работающим на границах композиции и импровизационной музыки, не хватает времени на совместное музицирование, и материал остается в некоторой степени недоработанным. Есть и другая крайность: музыканты скрупулезно следуют композиторскому замыслу и тем самым ограничивают свободу импровизации, что приводит к скованности общей работы. В случае с Red Desert Orchestra обеих крайностей удалось избежать: на протяжении всего альбома коллектив звучит выверенно, но свежо.
После небольшого абстрактного интро в дело вступает лязгающий бас с упругим ритмическим рисунком («So (Horse in Bambara)») . К нему подключается перкуссия, а затем электрогитара вплетает в звучание стаккатные и глитчевые пассажи. Почти незаметно проявляются синтезаторы, духовые, рояль — и слушатель начинает погружаться в гущу звуковых событий. Через четыре минуты группа будто возвращает слушателя в начало альбома и развивает короткое интро, обогащая музыку всё новыми слоями, поверх которых Антонен-Три Оан играет соло на альт-саксофоне. Тем временем коллектив находит новый совместный рифф, который через модуляции превращается в паттерн с африканской перкуссией. Интенсивность событий начинает снижаться, но вскоре ухо цепляется за сольную партию Нильса Остендорфа на трубе. Саунд коллектива на удивление спокоен, в нем происходит множество событий, но нет даже намека на хаос в структурах или игре музыкантов — каждый здесь на своем месте и при деле.
Условная вторая часть альбома стартует с аккуратных стаккато на препарированном рояле. Размеренная поступь приводит музыку к соло Матиаса Мюллера на тромбоне, а затем и сама Эв Риссер неспешно рассказывает свою историю. Отдельное место на альбоме выделено для баритон-саксофониста Грегуара Тирсьё, чье двух-минутное соло озаглавлено «Harmattan (Dry Wind from Sahara)» — «Сухой ветер из Сахары». За ним следует небольшая импрессионистская композиция «Petit soir (Twilight in Mail)», а дальше — финальный трек «Soyayya (Love in Hausa)», в котором только шум электрогитары немного отвлекает от красивых аккордов духовых, а тенор-саксофон в руках Сакины Абду ведет происходящее к завершению. Последние звуки остаются за электрогитарой Татьяны Пари.
Деликатно комбинируя написанный материал и свободу выражения солистов, Эв Риссер записала один из лучших альбомов больших составов за последние годы.
Сергей Мезенов:
Эв Риссер — французская пианистка с интересным диапазоном увлечений. «Где я в последнее время нахожусь — где-то между танцем, трансом, техно, музыкой Западной Африки (и не только!) и романтизмом с экспрессионизмом», — поясняет она в буклете к этому альбому. Скажем, сольные выступления и записи Риссер тяготеют скорее к посткейджевской исследовательской работе с препарированным фортепиано. В фокусе же коллективного исследования Red Desert Orchestra оказывается западноафриканская полиритмия. Пьесы тут носят названия на языках народов Западной Африки, а в музыке не последнюю роль играют африканские барабаны бара и джембе и прекрасный балафон — ударный инструмент, родственный ксилофону и широко распространенный в Африке.
Важно понимать вот что: в составе Red Desert Orchestra числится двенадцать человек, и с африканскими инструментами работает только треть из них. Играют здесь авторские пьесы пианистки с европейским музыкальным образованием, несколько лет состоявшей в штате французского Национального джазового оркестра. Иначе говоря, перед нами африканский вояж ансамбля интеллигентных европейских музыкантов, прокладывавших свои дорожки к джазу и африканщине из академической среды. При всем оформительском фокусе на Африке ее звуки для Риссер и оркестра — не центральная идея, а одна из красок в палитре, важная не меньше, но и не больше всего остального, что Риссер перечисляет в процитированном выше описании. Музыка Orchestra дрейфует в каком-то по-европейски сдержанном пространстве между джазом, электроникой и минимализмом. Центральный опус «Desert Rouge», к примеру, выдержан абсолютно в стив-райховском духе, с которым, кстати, полифоническая африканская перкуссия уживается просто прекрасно.
Пожалуй, ключевое впечатление, которое оставляет после себя этот увлекательный и красивый альбом, связано именно с влиянием минимализма — и традиционной музыки Африки тоже с ее фокусом на бесконечном продолжении музыкального процесса в противовес какой-то персональной экспрессии. Это музыка именно коллективная, держащаяся на кропотливо выстроенном многослойном груве, который оркестр счастливо готов тянуть много минут подряд. Даже когда инструменталисты выбираются по джазовой традиции на авансцену с собственными соло, это всегда с изяществом встроено в общий контекст.
Вот, например, изумительной красоты сольная вещь баритон-саксофониста Грегуара Тирсьё «Harmattan (Dry Wind from Sahara)». Из соло сначала вырастает аккуратный дуэт с Риссер, а затем вокруг него распускается, словно живописный рассвет, прекрасный коллективный финал «Soyayya (Love in Hausa)» — чтобы снова истаять до индивидуальной экспрессии, нежнейших акварельных аккордов гитаристки Татьяны Пари. Вот что такое музыкальная демократия в действии!
Наверное, можно сказать, что строгая, точеная красота этой музыки слишком холодна и сдержана для Африки с ее буйством красок и нравов. Но в этом есть и творческая честность. Глядя на музыку чужого континента, европейские музыканты не пытаются прикинуться африканцами и сыграть их музыку так же, как они, а впитывают ее в себя и переосмысляют внутри собственного музыкального контекста. Без панибратства, но с тактом и уважением — вот здесь мы, здесь вы, а вот так может звучать диалог между нами. Миру сегодня, кажется, не помешало бы побольше людей, исповедующих именно такой подход к разговору между «нами» и «ими».
Слушать на Bandcamp