Embryo «Auf Auf» (Madlib Invazion, 2021) | Джазист | Рецензии

Embryo
«Auf Auf»
(Madlib Invazion, 2021)

Мюнхенскую группу Embryo, чья история насчитывает уже более полувека, принято относить к краут-року. Музыка  коллектива как раз лучше всего иллюстрирует то, что краут-рок — это совсем не всегда монотонность, обилие электроники и моторик-бит. Источниками вдохновения для Embryo всегда были джаз и восточная музыка, что роднило их не с Neu! или Faust, а, например, с группой Agitation Free. Нежелание вписываться в краут-роковый канон (если мы вообще можем говорить о таковом) в конце концов сыграло коллективу на руку. На Embryo никак не сказывались смены тенденций, они благополучно пережили и закат краут-рока, и приход новой немецкой волны, и тотальную моду на электронику, существуя скорее в джаз-роковом контексте.

В результате все эти пятьдесят лет группа беспрерывно гастролировала и записывала пластинки, а заодно то и дело меняла состав. В качестве постоянных или приглашенных участников через Embryo прошло несколько сотен музыкантов в диапазоне от индийского перкуссиониста Трилока Гурту (неевропейские инструменты — обязательная часть звучания группы) до фаготиста Александра Александрова, игравшего с «Аквариумом», «Звуками Му» и Сергеем Летовым. Бессменным «худруком» и единственным постоянным членом коллектива оставался его основатель, барабанщик и вибрафонист Кристиан Бурхард. В 2018-м Бурхарда не стало, но Embryo смогли продолжить играть без него — лидерство перешло к дочери Кристиана Марье, которая в буквальном смысле была в этой среде с пеленок. 

«Auf Auf» (девиз Кристиана Бурхарда, который можно вольно перевести как «вперед и вперед») — первая пластинка группы под руководством Марьи. Здесь мы вполне ожидаемо слышим замысловатый прогрессивный джаз-рок с восточным привкусом. Затейливые ритмические рисунки, много перкуссии и духовых (от заглавного трека веет чуть ли не Сан Ра), яркий электрический бас, гомеопатическая доза гитар и электроники, восточные мотивы и, разумеется, необычные инструменты — табла, уд и афганский ребаб. Марья Бурхард при этом отвечает за всевозможные клавиши, а также вибрафон, тромбон и ударные, ну и выступает в роли продюсера. Еще одна материя, с которой Embryo работают виртуозно, — насыщенность звуковой текстуры. «Auf Auf» и «Alphorn Prayer» звучат максимально плотно и густо, «Januar» напоминает ажурную, богато декорированную готическую конструкцию, через которую проглядывает свет, а «Yu Mala» и «Baran» — самые, пожалуй, «ориентальные» вещи на пластинке — это сплошной воздух и пространство.

Чего в этой музыке почти нет, так это хронологических ориентиров. Звучит «Auf Auf» так, что мог бы выйти и в 70-е, и в начале нулевых. Но при этом позиционируется альбом явно на аудиторию помоложе — на тех, кто слушает, к примеру, Эмму-Джин Тэкрей или Налу Синефро. Дело в том, что издателем пластинки выступил калифорнийский диджей и музыкант Мэдлиб. Он известен широким кругозором и не раз называл Embryo своей любимой рок-группой (им даже случалось вместе джемовать еще при жизни Кристиана Бурхарда), но всё же его родной язык — хип-хоп. При этом даже в окружении сэмплов и битов альбом «Auf Auf» не выглядит инородным телом в каталоге лейбла. Как тут не вспомнить еще одних немецких патриархов Tangerine Dream, также сумевших переродиться после смерти многолетнего лидера и нашедших себе верных слушателей среди тех, кто к моменту выхода их классических альбомов еще не родился.


Слушать на Bandcamp | Apple Music | YouTube Music | Deezer | Яндекс.Музыка 

Об авторе

Ник Завриев

Музыкант, журналист, преподаватель. Автор подкаста «Планетроника».

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии