Emma Salokoski & Ilmiliekki Quartet «Joulu, joulu, jul» (We Jazz, 2022) | Джазист | Рецензии

Emma Salokoski & Ilmiliekki Quartet
«Joulu, joulu, jul»
(We Jazz, 2022)

Массово выходящие под конец года праздничные альбомы — скользкая территория, полная безжизненных коммерческих релизов, эксплуатирующих одни и те же стандарты. И даже если творческие намерения авторов были искренними, недостаток фантазии в выборе материала и его интерпретации зачастую делает эти записи скучными и не способными создать действительно праздничную атмосферу. Как найти в этом потоке что-то стоящее? Хороший вариант — обратиться к релизам от проверенных издателей, не привыкших жертвовать творчеством в угоду коммерции. Финская контора We Jazz принадлежит к этой категории. Под конец года лейбл выдал целую пачку разноплановых и неизменно интересных записей, среди которых нашелся и один рождественский альбом от авторов, которые тоже вызывают заслуженное доверие.

Вокалистка Эмма Салокоски — финская звезда, которая добилась успеха и в эстрадной поп-музыке, и в фолке, и в джазе. Наиболее плодотворное сотрудничество в джазе у нее сложилось с Ilmiliekki Quartet — группой, собранной в начале нулевых ведущими представителями нового финского джаза: в ее состав входят трубач Вернери Похьола, пианист Туомо Пратталя, басист Антти Лётьёнен и барабанщик Олави Лоухивуори. Первый альбом с вокалом Эммы они записали еще в 2009 году. Коллектив работает в стиле северного джаза с фолк-влияниями, и «сезонный» альбом «Joulu, joulu, jul» вполне логично укладывается в эту линию.

Для новой записи музыканты отобрали десять композиций. Среди них три авторские вещи, написанные Салокоски, Похьолой и Лоухивуори, старые шведские и финские детские песни, лютеранский гимн, пьеса Яна Сибелиуса и пара общеизвестных праздничных стандартов — «Silent Night» и «The Little Drummer Boy». Всё спето на финском или шведском языке. В итоге получилось оптимальное соотношение эвергринов, малоизвестных вещей (хотя для жителей скандинавского региона эта подборка наверняка звучит более «хитово») и оригинальных сочинений. Словом, материал подобран с глубоким пониманием.

С реализацией здесь тоже всё в порядке. Фирменный северный звук с тягой к протяженности и медленному темпу создает уютную зимнюю атмосферу. Похьола вдохновенно тянет аккорды, Лоухивуори задумчиво перебирает тарелки, Лётьёнен неспешно водит по струнам смычком, а Пратталя держит мелодическую линию вместе с теплым вокалом Салокоски, которая будто поет колыбельную. В музыке слышны влияния романтической традиции: порой легко представить себе музыкантов, которые играют домашний концерт в северомодерновом особняке начала XX века. Впрочем, это всё же джазовая группа, и иногда она уходит в вокально-инструментальные импровизации — сдержанные, но добавляющие в музыку больше разнообразия и авторского подхода. Непосредственно авторский материал здесь вовсе не теряется на фоне классики, альбом звучит ровно и стабильно удерживает заданную планку. А когда под конец музыканты доберутся до главных «хитов», это заставляет улыбнуться.

Если вы ищете хорошую новую музыки для праздничной поры, «Joulu, joulu, jul» — удачный выбор. Конечно, это не та запись, от которой стоит ждать откровений, да этого от нее и не требуется. Она отлично справляется со своей главной задачей — создает чувство праздничного уюта и тепла, избегая при этом заезженных ходов. Слушая такую музыку, хочется верить, что следующий год окажется хоть немного лучше уходящего.


Слушать на Bandcamp | YouTube

Об авторе

Леонид Кравченко

Любитель странных звуков. Автор Telegram-канала What’s That Noise?

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии