Herandu
«Ocher Red»
(Hive Mind, 2024)

Herandu — это новый проект братьев Евгения и Михаила Гавриловых, более известных под именами Dyad и Misha Sultan. На первом альбоме Herandu под названием «Ocher Red» к ним присоединился саксофонист Владимир Лучанский. Этих музыкантов объединяет не только сибирское происхождение, но также давняя история совместного музицирования и участия в сообществах, сложившихся вокруг лейблов Hair Del. и Echotourist. Эти объединения создавали уникальный материал, сочетающий элементы импровизации, электроники, шумовой и конкретной музыки с сильными влияниями различных «корневых» жанров, в то же время не привязываясь к традициям конкретных регионов. Такое звучание близко к концепции музыки «четвертого мира» Джона Хасселла, но в глубоко индивидуальном ее прочтении. Herandu развивают это направление: почерк и бэкграунд музыкантов на «Ocher Red» хорошо узнаваемы. Однако в то же время они продолжают исследовать новые территории, и их музыка выходит на новый уровень.

Материал записан в 2022 году в Санкт-Петербурге. Гавриловы записали партии гитар, клавишных, деревянных духовых и электроники, а Лучанский дополнил их саксофонными линиями, благодаря которым альбом получил джазовый уклон. Но стартует «Ocher Red» не c джаза, а с лихого одноименного джангл-боевика. Джангл тут, конечно, непростой: ломаные биты строятся с использованием, помимо прочего, сэмплов живой перкуссии, электроника дополняется бас-гитарой и акустическими инструментами, да и общий дух той самой музыки «четвертого мира» также присутствует в полной мере.

В следующей вещи, «Bicycle Ride», брейкбиты уже дополняются эйсид-джазовыми духовыми, а живого баса и перкуссии становится еще больше. Вообще, многие вещи с альбома так и просятся на диджейские пластинки: скажем, джаз-фанковая «Bizzare Morning» или дабовая «Flea Market Finds». А вот двухминутная миниатюра «Downtown Street» обходится без битов: это медленный меланхоличный джаз для одиноких ночных прогулок. Хотя одним жанром музыканты зачастую не ограничиваются даже в рамках одной композиции: пересечения различных векторов уводят звучание то к ню-джазу девяностых, то к нью-йоркскому постпанку в духе сборника «Disco Not Disco», то просто в некие смутно знакомые, но не поддающиеся точной идентификации области.

Выбор таких стилистических ориентиров делает звучание альбома очевидно урбанистическим. Но у этих музыкантов, конечно, всё не так просто. В звуковую ткань они вплетают мелодии с восточным оттенком, ритмы в африканском духе, тропические мотивы и прочие артефакты подобного рода, причем делают это аккуратно и изящно. Они не создают особого акцента на «корневых» элементах, но делают их органичной составляющей общего саунда — так, будто они всегда жили в общем пространстве с клубными, джазовыми и фанковыми ритмами. Впрочем, почему «будто»? Они ведь действительно всегда были рядом.

При всем обилии влияний музыканты сохраняют в этом проекте яркую индивидуальность. В своих лучших традициях они создают материал, который звучит, как музыка неизвестных древних цивилизаций, аранжированная для современных городских слушателей. Теперь она стала еще ярче, разнообразнее и даже в каком-то смысле хитовее. Но доступность для неподготовленных слушателей не пошла в ущерб содержательности материала — напротив, он, кажется еще более глубоким, чем в предыдущих работах музыкантов. В его звучании уживаются грув и медитативность, оно создает радостное ощущение путешествия в пространстве и времени, а при каждом новом прослушивании открываются всё новые и новые детали. На самом деле «Ocher Red» принадлежит к тем альбомам, которые хочется рекомендовать абсолютно всем.


Слушать на Bandcamp | Яндекс.Музыка | YouTube | YouTube Music | Spotify

Об авторе

Леонид Кравченко

Любитель странных звуков. Автор Telegram-канала What’s That Noise?

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии