
Имя молодого композитора и музыканта-импровизатора Винисиуша Мендеса может быть не слишком известно даже знатокам современной джазовой музыки Бразилии. Однако, выпустив двойной альбом «Macunaísmo Tardio», о котором сегодня пойдет речь, он уверенно занял место среди восходящих звезд нового бразильского звучания. Пластинка вышла на лейбле Notes on a Journey (дочке берлинского Sonar Kollektiv), где уже почти десять лет выпускаются редкие и неочевидные переиздания, часто посвященные бразильской музыке.
Мендес, уроженец Белу-Оризонти, дебютировал десять лет назад, а «Macunaísmo Tardio Vol. 1 & 2» — его третий и четвертый альбомы, записанные в 2021 и 2022 годах. Теперь они объединены под одной обложкой и изданы на физических носителях. Его музыка сочетает постбоп-импровизации с традиционной музыкой, самбой и босса-новой. Придумано и сыграно это так, как будто дело происходит в середине 70-х, — альбом звучит словно случайно найденная классика бразильского фьюжна тех лет. Мендес — талантливый композитор, аранжировщик и исполнитель, владеющий флейтой, саксофоном и перкуссией. В записи ему помогали клавишник, басист и ударник, причем на каждой части альбома задействованы разные исполнители.
Вдохновением для Мендеса стала легендарная сцена штата Минас-Жерайс с ее знаменитыми представителями Милтоном Насименту и Ло Борхесом. Еще один важный для него ориентир — экспериментальный альбом без названия, записанный в 1973 году с участием вокалистов Бету Гедеса и Данилу Кайми, басиста Новелли и гитариста Тонинью Орта. На «Macunaísmo Tardio» звучат две кавер-версии с этого альбома: «Meio a Meio» и «Meu Canário Vizinho Azul». В аранжировке Мендеса оригиналы превращаются в глубокие инструментальные абстракции, наполненные импровизациями на флейте, воздушным соло на клавишных и виртуозным исполнением на ударных (запомните имя барабанщика Сирану Алмейды, это будущая большая звезда бразильского джаза).
Композиции альбома варьируются от медитативных и расслабленных до энергичных. Среди них выделяется кавер на «Aldeia de Ogum» Жойси Морену, где вместо вокала звучит волшебная флейта Мендеса. Отметить стоит и девятиминутную импровизацию «Mineiro» авторства Данилу Кайми — этот трек демонстрирует элегантную смесь постбопа и босса-новы, в которой можно услышать как отзвуки колтрейновской «Naima», так и интонации беззаботного ностальгического фьюжна в духе группы Azymuth. Альбом также содержит посвящение художнице Тарсиле ду Амарал, одной из центральных фигур в истории бразильского модернизма XX века. Музыка тут звучит сообразно ее ярким полотнам: переливчатый звук саксофона и поток клавишных на «Gente, Como a Gente – Dedicada a Tarsila do Amaral» переносит слушателя в воображаемый мир ее красок и образов.
Мендес прекрасно понимает современные музыкальные тренды: он активно участвует в самба-сцене родного города Белу-Оризонти и способен создавать актуальное звучание, которое находит отклик у слушателей. В то же время он демонстрирует глубокое уважение к традициям и знание истории музыки, за что стоит благодарить классическое джазовое образование. В его музыке слышны влияния не только бразильских мастеров, но и американских авангардистов, таких как Эндрю Хилл и Сэм Риверс. Мендесу удается и цитировать прошлое, и показывать вектор движения в будущее, а его альбом точно заслуживает звания одной из лучших бразильских записей года.
Слушать на Apple Music | Spotify | YouTube | Яндекс.Музыка | Bandcamp