Federico Calcagno Octet
«Mundus Inversus»
(Habitable, 2024)

Бывает музыка, которая увлекает с первых звуков — ты понимаешь, что не слышал ничего подобного. Именно таков альбом «Mundus Inversus» европейского ансамбля Federico Calcagno Octet. Он именно что увлекает, интригует своей загадочностью. Эта музыка держится в стороне от назойливой экстравагантности, но и скромной ее не назовешь — она с уверенностью и вызовом раскрывает себя слушателю.

Федерико Кальканьо, лидер коллектива, — молодой итальянский кларнетист, ему всего 29 лет. Несмотря на возраст, он уже получил щедрые авансы от критиков: например, издание All About Jazz назвало его «новым епископом итальянского джаза». Федерико изучал классический и джазовый кларнет в Миланской консерватории, а в 2019 году окончил магистерскую программу по классу бас-кларнета в Амстердамской консерватории. Сейчас Кальканьо живет и работает между Италией и Нидерландами и преподает курс джазового ансамбля в консерватории Болоньи. Он стал обладателем нескольких международных наград, таких как приз Джорджио Гаслини в 2020 году, приз лучшему новому итальянскому таланту от Musica Jazz 2020 Top Jazz и приз Nuova Generazione Jazz в 2021 году.

Кальканьо пишет музыку для целого ряда своих проектов: Federico Calcagno Octet, Liquid Identities, Piranha, The Dolphians, Fade in Trio. Его композиторский стиль представляет собой нечто среднее между креативно-экспрессивным джазом и современной академической музыкой. Особое внимание он уделяет форме и ритмическому аспекту. В его творчестве, предельно остросовременном, чувствуется влияние древних традиций — классической музыки с юга Индии (карнатической музыки) и африканской музыки.

«Mundus Inversus» — дебютный альбом октета, ведомого Кальканьо. Его название переводится с латыни как «мир вверх тормашками», «мир наоборот». Источники вдохновения, которые упоминает автор, довольно необычны — это живопись Иеронима Босха и карта повешенного из колоды Таро. Но абстрактные референсы обретают смысл, как только начинаешь слушать музыку. Кларнет Кальканьо в окружении семи талантливых музыкантов (тромбонистки Набу Клерхаут, альт-саксофониста Жозе Соареса, виолончелиста Пау Солы, вибрафониста Александера Севера, пианиста Адриана Монкады, контрабасиста Педро Иву Феррейры и ударника Никаса Фессалоникефса) открывает портал в музыкальное зазеркалье.

Звуки — от первой композиции «Liquid War» до завершающей «Recovery» — даже не текут, они парят на крыльях ритма, стремятся к невидимым горизонтам. Музыкантам блистательно удаются сложные ритмы и оригинальные аранжировки, что особенного слышно в пуантилистической композиции «Liqiud War», мини-сюите «The Hanged Man» или поэтичной экспрессивной элегии «Perseverance». Каким бы нелинейным ни был ритм, исполнители ни на секунду не теряют чувства локтя, они играют как единый пульсирующий организм. И кажется, что организм этот действительно сошел с картин Босха, столь он причудлив.

Тематика альбома — инвертированный мир — это сложный литературный топос; вселенная, в которой перевернут обычный порядок вещей и опрокинуты социальные и ценностные иерархии. Только перевернуты они не временно (скажем, на несколько дней карнавала), а постоянно, усилиями человека. Перевернутый мир стал обыденностью — и мы с вами в нем живем. Федерико Кальканьо так объясняет замысел: «Мир уже перевернулся с ног на голову из-за саморазрушительной деятельности человека: войн, насилия, загрязнения окружающей среды, эксплуатации природных ресурсов. В центре альбома — фигура повешенного, человека, который способен изменить наш взгляд на вещи, чтобы вызвать радикальные преобразования и позитивные реакции в обществе».

Преобразование — хороший термин, который легко приложить и к музыке октета. Он тоже преобразует музыкально-привычное (мелодии, ритмы, гармонии) в то, что можно описать многозначным словом «странный». Странность прежде всего в том, что сколько ни слушай музыку, она не становится более знакомой. Раз за разом она воспринимается как что-то новое, свежее, в первый раз услышанное. Это креативный джаз в его наиболее концентрированной форме: каждое музыкальное движение становится в самом строгом смысле творческим актом, рождением нового в силовых полях вывернутого наизнанку мира.

Как это работает, можно проследить, например, по трехчастной сюите «The Hanged Man», которая занимает на альбоме центральное место. От уютного, шепчущего, завлекающего вступления «The Hanged Man: Paralysis» музыканты легко переходят к устрашающим интонациям. От мягких, бархатных пассажей «The Hanged Man: Ego Sacrifice» всего шаг до взрыва звука, стремительных звуковых росчерков финальной части. При этом композиции альбома не назовешь пестрыми. Переходы между ними вполне обусловлены общей музыкальный драматикой. Пьесы альбома часто сотканы из отдельных голосов, инструментальных фраз, которые, сочетаясь, подчеркивают в первую очередь не мастерство солистов, а их умение играть коллективно, объединять отдельное в общее. Кальканьо проявляет себя как гибкий лидер. Он, например, включил в альбом разнохарактерную пьесу «The Other Side of Silence», написанную пианистом Адрианом Монкадой, и это было мудрое решение — слушается она в альбоме совершенно органично. 

Трудно устоять перед соблазном провести параллели между «Mundus Inversus» и карьерой самого Федерико Кальканьо. В джазовый мир он пришел из мира академического; он наверняка до сих пор воспринимает эту сцену как непривычную для себя среду и чувствует себя чужаком. Возможно, поэтому в его музыке так много эклектики и разноголосицы. Много в ней и попыток преодолеть обособленность, найти общий язык между всеми изолированными голосами. Кальканьо с коллегами играет не джазовую или академическую музыку, а прежде всего музыку креативную, такую, которая использует различные средства выразительности и не боится жанровых экспериментов. И «Mundus Inversus» отлично иллюстрирует этот метод.



Слушать на Spotify | YouTube | Bandcamp

Об авторе

Юрий Виноградов

Музыкант-импровизатор, саунд-продюсер и историк философии. Ведет Telegram-канал «Механика звука». Музыка на Bandcamp: Yuri Vinogradov.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии