Marcus Strickland’s Twi-Life
«The Universe’s
Wildest Dream»
(Strick Music, 2023)

Вот незадача: вроде бы много всего на «The Universe’s Wildest Dream» понакручено и понаверчено, а чего-то главного не хватает. Уже к середине альбома приходится сдерживать нетерпение: так, вроде бы всё понятно, сколько там до конца осталось? Хотя, казалось бы, длится запись всего лишь полчаса с хвостиком. Да и придумана она, кажется, ровно так, чтобы слушателя завлечь и увлечь. Но увы. Костры амбиций прогорают вхолостую. Да и вообще были ли амбиции-то? Может, амбиций-то и не было?

Начнем по традиции с хорошего. Саксофонист Маркус Стрикленд действительно очень талантлив. Он умеет сочинять яркие мелодии, которые моментально врезаются в память, и обрамлять их с помощью эффектных гармонических решений и ритмических ходов. Вы поймете это по первым композициям «The Universe’s Wildest Dream» и еще больше проникнитесь, если послушаете его ранние альбомы (рекомендую «Twi-Life» 2006 года) или обратите внимание на написанные им пьесы для проекта басиста Крисчена Макбрайда New Jawn. Стрикленд по-настоящему виртуозен: на «The Universe’s Wildest Dream» он не без блеска солирует на тенор-, сопрано- и альт-саксофоне, а также бас-кларнете. Помимо прочего, Стрикленд знает толк в продакшне и умеет сделать так, чтобы, простите за парад англицизмов, саунд был в тренде. В общем, если подойти к этому альбому как к наглядной демонстрации его навыков и умений, вопросов не возникает никаких. Но, положа руку на сердце, мы это знали и так.

Теперь — к вопросам. Возникает ощущение, что Стрикленд так сильно старается сделать свой альбом как можно более заметным, что буквально пичкает его месседжами. «The Universe’s Wildest Dream» — это ехала повестка через повестку. Тут и «написанная во время пандемии и изоляции музыка», и афрофутуризм во весь рост, и, само собой, тема BLM в композиции, так тонко названной «Matter». Наконец (Капитан Очевидность довольно потирает руки), смысловой осью пластинки становится тревожное беспокойство по поводу изменения климата. Доходит до того, что приглашенный в качестве гостя Лионель Луэке помимо вполне ожидаемого гитарного перформанса голосом предъявляет Джеффу Безосу и Илону Маску за полеты в космос и предлагает бережнее заботиться о планете Земля. Что? Да.

Можно, конечно, отстроиться от этого нехитрого набора переживаний хлопотливой тетеньки и просто слушать музыку. Но как это сделать, если в самый ответственный момент посреди нее возникает голос, настойчиво напевающий фразу: «Now is our turn, system must burn»? Остается только развести руками — ну не таких афоризмов житейской мудрости ждешь ты на альбоме пожившего 44 года мужика. К сожалению, уравновесить эту сбежавшую из-под крышки кашу симулякров музыка не в состоянии. Она, конечно, неплоха, но тоже всё-таки из разряда «где-то мы ее уже слышали». У того же Стрикленда в том числе.

Злиться, впрочем, тоже не хочется. Просто обидно, что еще один человек, начинавший в 2000-е вместе с Робертом Гласпером и давший джазу новый импульс и новый звук, теперь вынужден идти по пути уступок и упрощений. Тем не менее говорить о том, что Стрикленд с головой ушел в поденщину, тоже преждевременно. Настоящий Стрикленд теперь живет по-другому адресу: например, в том же макбрайдовском New Jawn. Ну а олдам, которые помнят с какого прорывного двойного альбома начинался когда-то проект Twi-Life, остается верить в лучшее. Всё пройдет — и печаль, и радость. И этот балаган когда-нибудь тоже.



Слушать на Spotify | YouTube Music | Bandcamp

Об авторе

Александр Аношин

Сооснователь JAZZIST. Увлеченный джазовый слушатель, обозреватель и блогер. Ведет Telegram-канал On The Corner.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии