Французский лейбл Wewantsounds переиздал к традиционному Record Store Day (второй год подряд он отмечается в июне, а не в апреле) альбом саксофониста Фрэнка Фостера «The Loud Minority», впервые выпущенный в 1972 году. Повод его переслушать и разобраться, почему это выдающаяся работа.
Фрэнк Фостер, чья карьера стартовала еще в 50-е, записал альбом при поддержке лейбла Mainstream Records, принадлежавшего продюсеру Бобу Шеду. Шед, уже поработавший к тому моменту главой A&R-департамента компании Mercury, сочувствовал чернокожим музыкантам и, будучи человеком аполитичным, по мере сил поддерживал их борьбу за свои права. Его «борьба» часто сводилась к тому, чтобы ругаться с представителями мейджоров, которые боялись печатать на обложках пластинок фотографии чернокожих исполнителей и вместо них ставили изображения соблазнительных блондинок или какие-то абстрактные горные пейзажи. Основав Mainstream Records, Шед мог издавать что ему хочется и как хочется. Когда появилась перспектива сделать совместный проект с Фрэнком Фостером, он не упустил эту возможность.
В то время Фостер уже был заметной фигурой в американском джазе. Как востребованный сессионный музыкант он имел за плечами годы работы с Каунтом Бейси, Дональдом Бёрдом, Телониусом Монком и другими. Как самостоятельный исполнитель он мог похвастаться альбомами, вышедшими на лейблах Savoy, Prestige и Blue Note. Для записи «The Loud Minority» Фостер собрал мощный коллектив, в котором, с одной стороны, были опытные профессионалы вроде пианиста Гарольда Мэйберна, ударника Элвина Джонса и саксофониста Кенни Роджерса, а с другой — многообещающая молодежь в лице басиста Стэнли Кларка, семейной пары Сесила и Ди Ди Бриджуотеров и трубача Марвина Питерсона (он же Ганнибал Локумбе). Добавьте сюда бразильца Аирту Морейру на перкуссии и чешского клавишника Яна Хаммера, тогда едва присоединившегося к Mahavishnu Orchestra. Словом, Фостер собрал потрясающий многонациональный оркестр из пятнадцати музыкантов и зарядил их своим опытом и харизмой.
Вокальная партия с рефреном «We are a part of a loud minority» («Мы — часть громкого меньшинства») на заглавной композиции исполнена Ди Ди Бриджуотер, которой на момент записи было всего двадцать два года. Работа над альбомом стала для нее чуть ли не первым студийным опытом. Вокруг ее голоса строится пятнадцатиминутная сюита, которая проделывает сложный путь от какофонии через эстрадный джаз-фанк к духовной музыке и обратно. Задуманный как манифест эпохи, альбом «The Loud Minority» сыгран и произнесен, по сути, в формате баптистской проповеди. Создавался он в годы расцвета движения чернокожих против расовой дискриминации — время Черных Пантер и Анджелы Дэвис, когда борьба за гражданские права не была лицемерной насмешкой над реальностью. Переизданный в 2021-м «The Loud Minority» в какой-то степени становится напоминанием для поколения BLM о том, как должна звучать музыка, несущая заряд гражданской ответственности. По своему размаху альбом встает в один ряд с «We Insist! Max Roach’s Freedom Now Suite» (1960) Макса Роуча с вокалом Эбби Линкольн и «Curtis» (1970) Кёртиса Мэйфилда, пронзительный гимн с которого «We the People Who Are Darker Than Blue» предвосхитил и, вполне возможно, вдохновил «The Loud Minority».
В остальных композициях накал не угасает. «Requiem for Dusty» — семидесятнический фанк с зубодробительной ритм-секцией и ураганными духовыми. Пульсирующая «J.P.’s Thing» напоминает лучшие фьюжн-моменты в творчестве Майлза Дэвиса. Завершается альбом номером «E.W. Beautiful People» — это уже практически спиричуэл-джаз, глубокая баллада, на которой сходятся сопрано-саксофон Фостера, труба Марвина Питерсона и вокал Бриджуотер.
То, что эта запись оставила весомый след в истории джаза, подтверждает любопытная история, случившаяся в начале 90-х. Речитатив Ди Ди Бриджуотер из композиции «The Loud Minority» вдруг оказался слоганом творческого протеста в руках околоджазового андеграунда. Токийское трио продюсеров United Future Organization использовало ее вокал в своем треке «Loud Minority», смешав с сэмплами из Мишеля Леграна и голосом нью-йоркского джазового радиоведущего Джорджа Крейтера. Вещь мгновенно стала хитом среди джазовых танцоров, а трек — бессмертной классикой эпохи эйсид-джаза. «Громкое меньшинство» здесь относится не к расе, а к музыке, идушей вразрез с мейнстримом.
На радость коллекционерам Wewantsounds пошли дальше простого переиздания со свежим ремастерингом и сопроводили альбом специальными материалами. К винилу прилагается 20-страничный буклет, включающий архивные фотографии, сделанные во время записи, а также интервью с четой Бриджуотеров, которые вспоминают подробности далекого 1972-го. Это приятные детали, которые проливают свет на то, как создавался образец небанального, новаторского, искусного оркестрового джаза, который даже спустя полвека звучит как острая политическая и художественная прокламация.
Слушать на Bandcamp | Apple Music | YouTube Music | Deezer | Яндекс.Музыка