Творчество Кита Джарретта в целом и его сольные фортепианные концерты в частности оказали серьезное влияние на всё джазовое сообщество — от музыкантов до пишущей братии, а особенно на его коллег по инструменту. Среди тех, кто подпал под… нет, даже не обаяние, а прямо-таки магию музыки Джарретта, оказался и пианист из Нью-Йорка Ноа (по-русски это будет просто «Ной») Хайду.
Этот музыкант, учившийся в свое время у Кенни Бэррона в Рутгерском университете, в самом начале десятых годов был «восходящей звездой», а сегодня, в свои сорок девять, является весьма заметной фигурой на джазовой сцене Большого Яблока. Целый ряд его последних работ, особенно мультимедийный проект «Doctone», получил прекрасную прессу. Наверняка посвященный Киту Джарретту альбом «Slowly: Song for Keith Jarrett» также не останется незамеченным.
У этого проекта особая история. Как рассказывает сам Хайду, по традиции он с отцом каждый год выбирался послушать концерт Джарретта. Но отец тяжело заболел. За пару недель до кончины он протянул Ноа билеты и предложил пойти на Джарретта с кем-нибудь другим. И так случилось, что этот концерт оказался последним публичным выступлением Джарретта. Печальные известия о болезни Кита послужили для Хайду толчком к записи альбома-посвящения выдающемуся мастеру. Релиз «Slowly: Song for Keith Jarrett» состоялся 7 мая: Хайду и шеф лейбла Sunnyside Records Франсуа Залакен приурочили это событие к 75-летию Джарретта.
К записи такой важной работы Ноа привлек одну из лучших ритм-групп современного джаза — контрабасиста Бастера Уильямса и ударника Билли Харта. Проект рождался в ковидный 2020 год. Первую попытку собраться для записи сорвал локдаун, а вторую и успешную музыканты предприняли в конце ноября. С великими предосторожностями, в масках, они записали этот внушительный по объему и весьма любопытный по содержанию альбом.
Конечно, формат трио в контексте трибьют-альбома наводит на воспоминания о классическом Standards Trio Джарретта с участием контрабасиста Гэри Пикока и барабанщика Джека ДеДжонетта. Но есть и существенные отличия: Хайду и его коллеги отобрали для записи одну пьесу самого Джарретта — «Rainbow», да и ее музыканты исполнили в связке с композицией Ноа «Keith Jarrett», построенной на очень упругой, почти роковой ритмике. Остальная часть программы — это сочинения Хайду, Уильямса и Харта, а также три джазовых стандарта. Свое уважение к Киту музыканты постарались передать не формально (исполнением его музыки), а творчески — исследуя сам дух музыки Джарретта. Лучше всего, пожалуй, это им удалось в стандартах. Прекрасный пример — «What a Difference a Day Makes»: старую мелодию 1934 года Ноа и партнеры превратили в десятиминутную импровизационную пьесу, ни на ноту не исказив при этом оригинал. Именно так играл стандарты и сам Кит Джарретт. А титульная пьеса Хайду «Slowly» — это размышления автора на тему легендарных сольных концертов Кита, мимо которых, конечно, невозможно было пройти в этой работе.
Получился ли трибьют, судить знатокам творчества Джарретта. Не исключено, что альбом покажется сложноватым неофитам, а вот его поклонники могут получить от альбома-посвящения истинное удовольствие.
Слушать на Bandcamp | Apple Music | YouTube Music | Deezer