Igor Yakovenko,
Petr Ivshin
«Pantheon»
(Fancymusic, 2024)

На своем совместном альбоме пианист Игорь Яковенко и барабанщик Пётр Ившин исследуют мифологию славянских язычников. Их «Пантеон» не только оживляет древние легенды, но и обнажает неожиданные мифогенные параллели с современной музыкой.

Фольклор и мифология давно вдохновляют джазовых музыкантов. Уэйн Шортер посвятил не один альбом вопросам мистики и космологии. Сан Ра строил через звук целые вселенные, где каждый элемент был частью сакрального. Ян Гарбарек передавал через звуковые пейзажи атмосферу скандинавских сказаний. В джазе, как ни в каком другом жанре, музыка становится концептуальным инструментом для исследования скрытых сторон жизни. Само по себе импровизационное начало джаза близко к мифотворчеству. Каждое выступление — это уникальный момент творческой спонтанности, это рождение архетипических образов и историй, которые не поддаются логике, но помогают музыканту и слушателям осмыслить себя и мир вокруг.

Альбом «Pantheon» посвящен славянской мифологии — теме, которой редко уделяют внимание в мировой культуре. Славянские мифы плохо задокументированы, о них известно больше через догадки, чем через факты. Боги в этой системе — не просто герои с человеческими слабостями, как обитатели греческих или римских пантеонов. Велес, Мокошь, Сварог далеки от понятных нам слабостей и страстей; они олицетворяют более абстрактные силы — землю, воду, ветер, огонь, плодородие. Эти образы не так близки к нам эмоционально, но они более мощны как символы природы и жизненных циклов.

Фрагментарность славянской мифологии оставляет музыкантам много пространства для интерпретаций. Яковенко, опробовавший всевозможный инструментарий на своих прежних релизах, будь то академическая музыка, джаз или минимализм, на «Pantheon» использует обширную палитру клавишных. Вместо привычного фортепиано звучат Moog и Fender Rhodes, на которых он прописывает как основные мелодии, так и басовые партии. Выбор любопытный и, в данном случае, совершенно оправданный. Клавишные становятся связующим элементом между прошлым и настоящим, между древним и футуристическим. Переосмысление мифов требует звуковой гибкости, и именно эти инструменты позволяют передавать многослойный контекст — от глубоких басовых волн, символизирующих землю и подземные миры, до высокочастотных колебаний, напоминающих ветер или огонь.

Сам Яковенко проводит параллели между «Pantheon» и проектом Mehliana, дуэтом Брэда Мелдау и Марка Джулианы, где винтажные клавишные сочетаются с современными электронными ударными. В обоих проектах чувствуется влияние прогрессивного джаз-фьюжна, от Weather Report до Херби Хэнкока. Однако Яковенко и Ившин концептуально идут дальше: их музыка стремится организовать хаос мифов, превратив его в хорошо структурированные композиции. В этом чувствуется академический подход Яковенко, который не забывает о порядке даже в самых экспериментальных моментах. Потому в «Pantheon» хочется искать отголоски не джазовых работ, а чего-то более организованного — работ композиторов «третьего течения» или даже электронщиков. Так, открывающий альбом трек «Idol de Zbruza», посвященный Збруцкому идолу, напоминает о «Bedrock 3» Ури Кейна. А лирические композиции вроде «Znicz» и «Mokosz» сочетают мелодику Tangerine Dream с хип-хоп-грувом в духе Роберта Гласпера. В то же время Пётр Ившин — настоящий универсальный солдат — дает Игорю Яковенко необходимую опору и помогает собирать все его высказывания в цельное повествование.

Мифы в джазе — это способ исследовать неизвестные миры. Это музыка о том, что не всегда можно выразить словами. В «Pantheon» Яковенко и Ившин передают дух древних верований через современный звук, и это им удается — особенно если воспринимать результат интуитивно, почти как в древние времена, когда чувства были важнее разума.



Слушать на Apple Music | Spotify | YouTube | Bandcamp

Об авторе

Наталья Югринова

Журналист, копирайтер. В детстве слушала мамины пластинки Сонни Роллинза и Бена Уэбстера — и они до сих пор не отпускают. Автор Telegram-канала Eastopia.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии