Для дебюта на Pi Recordings американский контрабасист Ким Кэсс собрал настоящую «дрим-тим»: с ним выступают Тайшон Сори (ударные) и Мэтт Митчелл (рояль и синтезатор), к которым добавились сэмплы флейты Лауры Кокс и эуфониума (тенорной тубы) Адама Дотсона. Зная уровень этих музыкантов и выпускающий лейбл, можно сразу предположить, что перед нами окажется сложносочиненный современный джаз, где во главу угла поставлены математически выверенные структуры, а запредельная техника игры музыкантов просто поражает. Ожидания оправдываются, но что еще, помимо этих обязательных составляющих, предложил слушателям Кэсс?
Ким говорит, что корни этого альбома находятся в академической музыке. На него повлияли такие авангардные композиторы, как Карлхайнц Штокхаузен, Пьер Булез, Арнольд Шёнберг. Для техничной и непростой для восприятия музыки это очевидные источники. Добавим к источникам вдохновения классику джаза и джаз-рока. Однако есть еще одна — скорее неожиданная — параллель. Альбом стартует с двухсекундного контрабасового пассажа, который сразу вызывает ассоциации с бас-партиями Стива Диджорджио на альбоме «Individual Thought Patterns» (Relativity, 1993) техно-дэт металлистов Death. История замыкает круг: лет тридцать назад джаз вдохновлял метал, теперь сложный метал стал источником новых приемов для прогрессивных джазменов. Мэтт Митчелл, к примеру, открыто говорит о своем интересе к сложной метал-музыке. Вероятно, и Кэсс находится в том же поле влияния. Эта тенденция дает о себе знать всё чаще: например, прошлогодний трёхдисковый альбом барабанщицы Кейт Джентайл «Find Letter X» (на том же Pi Recordings), где играют и Митчелл, и Кэсс, явно демонстрирует связь с прогрессивным металом, особенно второй диск из этого массива.
Но вернемся к альбому Кима Кэсса. Открывающий трек «Slag» проносится через уши слушателя настолько молниеносно, что полностью понять происходящее удается только после четырех-пяти прослушиваний. Следующая композиция дает небольшую передышку: темп снижается, появляются атмосферные партии, Митчелл переключается на синтезатор. Однако, когда он возвращается к роялю, трио снова набирает мощь и начинает «выносить мозг». Этот чередующийся ритм продолжается и дальше: спокойные, почти потусторонние моменты с синтезатором и сэмплированными духовыми сменяются энергичными импровизациями. Такой контраст дает музыке воздух и позволяет слушателю следить за музыкой в реальном времени, а не откладывать восприятие на потом. Диск состоит преимущественно из коротких треков (две-четыре минуты — снова отсылка к техно-дэту?). Каждый трек можно многократно переслушивать, раскрывая его хитросплетения, будь то заранее написанная вещь или импровизация.
Кэсс давно известен как виртуозный сайдмен со своим уникальным подходом к контрабасу. Развивая свою манеру игры, он часто намеренно составляет трудно исполняемые партии, которые оттачивает до максимальной легкости в исполнении. Отрадно, что на своем альбоме он проявляет себя как композитор и бэндлидер, у которого имеются огромный опыт и собственные замыслы. Он бескомпромиссный исследователь, который тщательно работает с деталями, но оставляет достаточно простора для импровизаций. Он отлично понимает, что сильнейшим музыкантам нужно давать свободу в рамках его замыслов и идей, и тогда музыка будет живой и увлекающей. Он осознает, что в классическом формате джазового трио вряд ли получится найти что-то свежее, поэтому без опаски использует электронику. С ее помощью он меняет вектор альбома, добавляя современное звучание и балансируя между динамичными и лиричными моментами.
Безусловно, у пластинки довольно высокий порог вхождения. Но, как только удается его преодолеть, многослойное повествование начинает раскрываться. С каждым новым прослушиванием в музыке начинают проявляться новые грани. Способствуеет тому и умеренная продолжительность диска — всего 41 минута. Этого достаточно, чтобы не устать и не бояться включить альбом еще раз. Ближе к концу атмосфера альбома постепенно разряжается, и финальный трек оказывается самым легким для восприятия. Это отличное послесловие, дающее время осмыслить услышанное. За шесть минут, что длится композиция «Trench», успеваешь поймать себя на мысли, что альбом явно заслуживает место среди лучших релизов года.
Слушать на Apple Music | Spotify | Bandcamp