Лейбл Contempora, где был издан альбом, принадлежит Юрию Виноградову, автору этой рецензии.
«Петяев-Петяев» — это яркий авант-джазовый коллектив, в котором, помимо фри-джаза, слышны отголоски фьюжна, бигбэндового джаза и нойз-рока. В основе проекта стоят два брата, саксофонист Пётр и гитарист Павел Петяевы. Хотя их основная профессия — художники, их талант пересекает границы различных видов искусства. Их музыка, подобно их визуальным работам, насыщена цветом и экспрессией. Картины Петра Петяева заставляют вспомнить фовистов, в частности, Анри Матисса — и музыка, кажется, полностью соответствует кричащему экстазу цветовых форм.
Ранние работы коллектива (например, «Двойник» 2019 года) отличались камерностью, но уже к альбому «The Assembled» (2020) стало ясно, что братья стремятся к более насыщенному, почти бигбэндовому звучанию. В их проекте участвуют выдающиеся музыканты: вокалистка Оксана Тарунтаева, ударник Пётр Талалай, басист Иван Башилов, кларнетист и трубач Виктор Коновалов, тромбонист Григорий Спиридонов; стоит упомянуть и пианиста Фёдора Амирова, который, правда, на новом альбоме не присутствует.
Даже если бы в «Письмах 1947» музыканты просто продолжили развивать прежние идеи ансамбля, запись уже стоила бы внимания. Но авторы в очередной раз проявили себя с неожиданной стороны. Этот альбом — глубокое художественное исследование памяти и звука. В его основе лежат старые письма родственников Петра и Павла, написанные в послевоенные годы. Братья Петяевы преобразуют эти письма в звуковые ландшафты, где каждая эмоция находит музыкальное воплощение. Или, что точнее, словам находятся музыкальные соответствия. Музыка становится посредником между текстом и переживаниями, открывая новый взгляд на прошлое через звуки и ритмы.
Альбом буквально пропитан духом времени, передавая не только трагедию и радость, но и повседневные моменты. В этом и заключается, как кажется, основная идея этой работы — показать, что обыденность столь же достойна музыкальной интерпретации, как и драматические события. Быт тоже может звучать, эмоции обретения и утраты могут получить свой голос в искусстве — и сохраниться в памяти поколений. «Письма 1947» — еще и попытка осмыслить, как память работает в культурной среде: что сохраняется и как биографическая история становится культурным артефактом. Музыка становится своего рода реконструкцией, способом услышать то, что было забыто или скрыто в тексте.
Передать подобные эмоциональные пики в формате альбома — задача нетривиальная. Композиции сменяют друг друга, наслаиваясь с артистическим прочтением писем, что создает гипнотический эффект погружения. Голос становится инструментом, инструмент — голосом, а импровизация — откликом на прочтенные строки. Альбом превращается в драму, где слушатель проживает чужую травму: прошлое уже не изменить, но его голоса можно услышать. Оторваться от этого альбома сложно — его пронзительная эмоциональность захватывает, словно принуждая прожить каждое слово, каждую ноту снова и снова.
Особенно примечательны два формообразующих гимна — «Wunderschön» и «Адяус», которые открывают и завершают альбом. Эти мелодичные, насыщенные инструментальными линиями композиции придают всей записи структуру и глубину. Тем, кто знаком с дискографией коллектива, хорошо известно, насколько Петяевым удаются именно такие величественные песни, полные внутреннего сияния и надежды. Обрамляя альбом, они дают шанс задуматься о сюжетах писем еще раз: а вдруг истории об утрате — на самом деле об обретении? Обретении новой жизни и новой дороги в непростом XX веке. О красоте, которая способна притаиться, где ее совсем не ждешь.
Слушать на Apple Music | Spotify | Yandex Music | YouTube | Bandcamp