Очередная волна моды на японскую музыку накрыла планету — темпы, с которыми выходят в последнее время переиздания классических джазовых альбомов второй половины XX века, не могут не впечатлять. На этом фоне несколько теряются современники, и можно сказать, что среднестатистический слушатель по-прежнему мало знает современную джазовую и околоджазовую сцену Японии. Ему в помощь новый, исключительно виниловый (поэтому в обзоре мы размещаем YouTube-версии композиций) релиз лондонского лейбла Jazz Room Records. Лейбл этот до сих пор специализировался на перевыпуске очень редкой джазовой классики из разных концов планеты. А теперь решился на не характерный для себя ход и связался с музыкальным наследием ансамбля, который творит в наши дни.
Точнее, почти в наши. Квартет из Осаки Indigo Jam Unit (группа предпочитает писать свое название строчными буквами, но мы побережем читателя) оставался активным еще до недавнего времени: он образовался в 2005 году и приостановил свою деятельность на неопределенный срок в 2016-м. За десять с небольшим лет существования команда успела записать чуть ли не два десятка альбомов. Почти все ее записи выходили на небольшом осакском лейбле Basis Records, который издает несколько местных музыкантов, джазовых и не только, а также по совместительству владеет магазином укулеле. Удивительно, но факт: релиз на Jazz Room по сути стал дебютом группы за пределами Японии. Отсюда и название «Colin Curtis Presents…» — этот альбом-сборник составлен из композиций разных лет, так, чтобы дать общее представление западным слушателям о стиле коллектива (о том, кто такой Колин Кёртис, мы поговорим чуть дальше).
Изначально группа сложилась как трио: Йоситика Таруэ на клавишных, Исао Васано на перкуссии и ударных, Кацухико Сасаи на контрабасе. Некоторое время они экспериментировали с составом и звучанием, пока основатель лейбла Basis, с которым музыканты тогда только заключили контракт, не предложил взять второго ударника — Такэхиро Симидзу. Мощная, усиленная ритм-секция и стала отличительным знаком группы, которая с тех пор шла только вперед и вверх. В дискографии Indigo Jam Unit легко потеряться. Если сборник пробудит ваше любопытство и вы захотите поближе познакомиться с творчеством группы, то продолжить стоит такими альбомами как «Roots», «Pirates» или дебютной записью «Demonstration» (2005). Квартету отлично давались и совместные проекты с вокалистами — отметим работу со звездой японского вокального джаза Карен Аоки или певицей Алишей Салденья. На счету группы также альбом «живых» ремиксов на творчество американского рэппера Коммона «Re: Common» и альбомы кавер-версий «Impression» и «Vintage Black», где ансамбль переигрывает музыку примерно кого угодно — от Нины Симон и Стиви Уандера до Red Hot Chilli Peppers и Сергея Рахманинова.
Хотя издатели сборника и стремились представить группу широкой аудитории за пределами родной страны, за объективностью при выборе композиций они не гонялись, а опирались главным образом на собственные вкусы. Основатель Jazz Room Records и легенда британской сцены танцевального джаза Пол Мёрфи предпочитает музыку с латиноамериканскими, кубинскими и карибскими корнями. Так что другой известный джазовый диджей Колин Кёртис, инициатор выпуска этой пластинки, отобрал для сборника восемь мощнейших номеров, которые или вдохновляются латинской и кубинской традициями, или напрямую следуют им. Кёртис сравнивает «бескомпромиссное и сырое» звучание Indigo Jam Unit с музыкой великих барабанщиков Арта Блэйки и Дома Ум Ромао и вспоминает о классиках фьюжна 70-х Stone Alliance (чьи участники работали с Майлзом Дэвисом, Ниной Симон и Джако Пасториусом). С этими параллелями сложно не согласиться, а в ассоциативный ряд стоит добавить, например, американского мастера игры на конге Билла Саммерса, английского перкуссиониста Snowboy или даже токийское трио эйсид-джазовых первопроходцев United Future Organization.
Для Indigo Jam Unit влияние латиноамериканской музыки — всего лишь одна из многих составляющих, которые сформировали уникальный стиль коллектива. Но благодаря «Colin Curtis Presents…» мы имеем возможность услышать квартет именно под этим углом. Лучше еще раз оговориться, что в его творчество стоит погрузиться основательнее — чтобы копать и поражаться находкам. А этот альбом стоит считать своеобразным введением.
Открывает его «Rush» — воздушный и очень японский по своему настроению стремительный номер. Романтическое звучание фортепиано в нем сочетается с нервным басом и перкуссией, которые ближе к концу композиции вытесняют мелодию на задний план и захватывают пространство в неистовом танце. «4 Caminos» строится вокруг типичнейшей сальса-гармонии; музыканты то срываются в импровизацию, то возвращаются к исходному мотиву, позволяя ударным и басу выжигать пространство. В «Danza Eterna» — интригующее фортепианное вступление; к ведущему инструменту по очереди присоединяются контрабас и ударные, обороты нарастают, фортепиано становится всё более разговорчивым, пока вещь наконец не взрывается карнавальным фейерверком. Очень выразительна композиция «Raindance», которая убедительно рисует с помощью музыки безжалостный тропический ливень, гремящий раскатами грома. «Descarga» отсылает к одноименному направлению в кубинском джазе, а позже и в сальса-музыке, когда импровизация накладывается на один из традиционных танцевальных ритмов.
Местами Indigo Jam Unit обращаются с латинским джазом так, как будто это техно, квадрат за квадратом нагнетая градус происходящего. Звучание у музыкантов размашистое, местами даже грубоватое, но при этом емкое, точное и наполненное особенной японской лирикой. Квартет продолжает славные традиции джазовой сцены Японии, но при этом остается непохожим на большинство своих ближайших коллег по сцене (Soil & Pimp Session, Quasimode, Sleepwalker, Hex, Kyoto Jazz Sextet, Jaberloop, Conguerro Tres Hoofers, Root Soul, Mano Arriba и других). Может быть, сказывается особенный дух и склад характера обитателей японского района Кансай. В его столице Осаке говорят на особенном диалекте японского языка, который называется «кансай-бэн» и традиционно противопоставляется «правильному» токийскому диалекту. Творчество Indigo Jam Unit вполне можно считать эдаким музыкальным проявлением «кансай-бэна» — очень японского, но очень непривычного даже для самих японцев; грубоватого, необычного, зато крайне симпатичного и живого.