Наша бывшая соотечественница Юлия Перминова, ныне живущая в Европе, продолжает карабкаться на музыкальный Олимп. Речь идет даже не о ее карьере — которая, судя по всему, складывается неплохо. Я скорее о том, что Юлия пытается писать всё более сложную и интересную, современную во всех смыслах музыку, и это у нее получается. У Юлии есть собственный почерк, задокументированный ее последними релизами: нескучная мелодичность, усиленная разнообразием ритмов; чистый, качественный звук властвующего над прочими инструментами фортепиано; moto perpetuo, вечное движение, но сдержанное и осмотрительное, без утраты контроля. Музыка у Перминовой непростая по устройству, но благозвучная и доступная — такую хочется услышать, например, в какой-нибудь арт-кофейне. Она может быть фоном для отдыха, но вместе с тем способна полностью захватить внимание своими быстрыми темпами и насыщенностью.
Юлия — талантливая молодая пианистка из новой плеяды связанных с Россией джазовых исполнителей. Она родилась в Тюмени, отучилась в местном колледже искусств, потом перебралась в Москву и с отличием окончила Гнесинку в классе профессора Игоря Бриля. Поначалу пианистка пыталась встроиться в локальную джазовую сцену — даже участвовала в 2015 году в фестивале «Будущее джаза», который курирует Игорь Бутман. В 2019 году Юлия поступила на магистерскую программу EUJAM (European Jazz Master) в Германии и переехала в Европу. Программа позволяла продолжать обучение во Франции и Нидерландах, чем Перминова и воспользовалась. За годы учебы она не упускала возможности давать концерты: со своей авторской программой она играла в таких известных клубах, как Sunset Sunside в Париже, Bimhuis в Амстердаме и Zig Zag в Берлине. В Европе Юлия нашла дом (она обосновалась в швейцарском Базеле), вдохновение (мы уже писали про ее альбом «Imagination» 2021 года; в 2022-м увидел свет еще один ее сольный альбом «Way to My Star») и талантливых партнеров по джазу. Так, в прошлом году Перминова стала частью квартета Wurope, где лидером и автором материала был басист Йозеф Цайметц.
Летом этого года вышел альбом «Freedom», где бэндлидером стала уже сама Юлия. Квартет расширился до квинтета — в него, помимо Цайметца, ударника Луиша Посулу и саксофониста Мигеля Валенте, вошел трубач Дмитрий Бондарев. Для Перминовой это первый альбом, где она не только сочинила весь материал, но и со своим инструментом перебралась с условной периферии в центр внимания. Теперь она не просто добавляет музыке красочности и объема (ее прежнюю роль лидер Wurope описывал как «быть Рахманиновым коллектива»), но и ведет за собой остальных.
Как и прочие релизы Юлии, этот альбом тесно связан с биографией и жизненным опытом самой пианистки. Альбом называется лаконично: «Freedom» — «свобода». Юлия утверждает, что без свободы «увядает, как растение без воды». Быть может, поэтому в ее музыке много солирующего фортепиано, движущегося в пространстве силовых линий прочих инструментов. Свобода не бывает абсолютной, она всегда существует в рамках ограничений, в рамках свободы других людей. Юлия как будто пытается нащупать эти границы в музыке — и парадоксальным образом обретает свободу не в противоборстве с другими людьми, а в резонансе с ними, в созвучии.
На альбоме девять разнохарактерных композиций. Пожалуй, больше всего запоминается открывающая вещь «Uncertainty» — в ней прекрасно выдержан баланс инструментов, каждый музыкант вплетает свой собственный голос в немного угловатую, острую, акцентированную музыку. Баллада о космополитизме «My Home Is Everywhere» стартует с мелодичного вступления и затем рассыпается каскадами фортепианных звуков. Еще две композиции («Sketch #1» и «Sketch #2») представляют собой сольные фортепианные пьесы. Насыщенные, многоцветные — так бы мог звучать Александр Скрябин, если бы играл неоклассику, вдохновившись американским минимализмом, но не утратив собственной сложности. Колыбельная «Sea Lullaby» начинается неторопливо, но вскоре превращается в интенсивный и яркий музыкальный сон, где ведущую роль играет контрабас, долго не возвращающий инициативу фортепиано. В центре альбома — композиция «Freedom», несколько экзальтированный гимн свободе. Выделю также финальный трек «Dear Diary», посвященный знаменитой узнице и жертве нацизма Анне Франк, — реквием в стиле джаз, полный сожалений о неслучившемся.
Свобода — сложная тема как с мировоззренческой точки зрения, так и для музыкального исследования. Ее поиски и обретение как правило сопряжены с рисками; всегда найдется тот, кто попытается лишить тебя твоей хрупкой свободы. Перминовой удалось передать эту мысль — несмотря на общий оптимизм «Freedom», в альбоме много драматизма, подспудного напряжения. Впрочем легкости, стремительного движения, прозрачности, теплоты всё же больше. Пожалуй, единственным значительным недостатком альбома становится желание Юлии как пианистки и композитора сказать сразу слишком многое. Да, ее техника безупречна (годы серьезной подготовки у звездных преподавателей дают о себе знать), ее мелодический дар очевиден. Но фортепианное многословие и в целом высокая плотность музыкальных событий несколько утомляют уже ближе к середине альбома. Серьезный ли это недостаток? Думаю, всё зависит от вкусов слушателя. Уверен, что многим музыка «Freedom» придется по душе, как пришлась и мне.