Дебютный альбом польско-британского проекта Tryp Tych Tryo — это джаз беспокойного времени. Музыка на нем звучит как эпилог к смутным временам пандемии и одновременно как пугающий саундтрек к современным хаотичным реалиям. Если название Tryp Tych Tryo вам ни о чем не говорит, то имена его участников, возможно, окажутся знакомы. Трио объединяет польского контрабасиста Войцеха Мазолевского, исполнительницу на духовых Тамар Осборн (известную также как Тамар Коллокьютор) и барабанщика Эдварда Вакили-Хика. Все трое — значимые фигуры на эклектичной импровизационной сцене Лондона последних лет, и почерк каждого хорошо виден в итоговой работе.
Главным инициатором создания трио стал Мазолевский — один из ведущих польских джазменов, который широко известен благодаря своим студийным и живым выступлениям как в Польше, так и за ее пределами. Сочетая джаз с электроникой, фолком и инди-роком, он экспериментирует с жанром, вдохновляясь одновременно очень разными артистами — от Майлза Дэвиса и Кшиштофа Комеды до Nirvana и Aphex Twin. Именно он собрал музыкантов в сентябре 2020 года в студии на окраине Варшавы. Запись родилась неожиданно, из студийной импровизации — ее авторы даже не думали, что материал обретет форму полноценного альбома.
Двое других участников группы тоже заслуживают краткого представления. Эдвард Вакили-Хик, который теперь выступает под традиционным африканским именем Нациет в честь своих нигерийских предков, известен по работе с Sons of Kemet, джаз-афро-панк-группой Шабаки Хатчингса. Играл он и с рэпером Roots Manuva, пианистом Эшли Хенри, вокалисткой Sault Клео Сол, афробит-группой Kokoroko и другими. В трио он отвечает за дух афрофутуризма. Тамар Коллокьютор же привносит влияние классической музыки, афробита, индийской традиционной музыки и, конечно, джаза — с акцентом на спиричуэл и модальность. Тамар известна по своим альбомам на лейбле On the Corner и считается одной из ключевых фигур в каталоге этой звукозаписывающей компании.
Появление Tryp Tych Tryo сегодня неслучайно. В джазе нашего времени всё чаще звучат темные оттенки, и музыка трио не поднимает слушателя к небесам, а погружает его в тревожный поиск ответов. Она умело сочетает философскую меланхолию польской сцены, унаследованную от Кшиштофа Комеды, и экспериментальный дух британского джаза. В этом смысле трио Мазолевского оказывается близким к другим польским исполнителям — например, к трио Рафала Мазура, которое исследует минималистичные и мрачные текстуры, или к трио Марцина Василевского, в чьем звучании тихая грусть и философские мотивы становятся центральными элементами. Tryp Tych Tryo не стремится украсить реальность, а погружается в ее сложные слои. Возможно, для джаза это способ оставаться значимым — улавливать пульс времени, не боясь выражать и мрачность, и сомнения, и тоску.
Слушать на Яндекс.Музыка | YouTube | Bandcamp