J. Pavone String Ensemble
«…Of Late»
(Astral Spirits, 2022)

Альтистка Джессика Павон — одна из тех заметных фигур на нью-йоркской сцене авангардного джаза, которая с каждым годом всё дальше от этого джаза удаляется. Мы можем вспомнить ее участие в проектах таких глыб, как Энтони Брэкстон и Уильям Паркер, не говоря уже о коллегах помладше вроде Тейлора Хо Байнума, Ассифа Цахара и Мэри Халворсон. Несмотря на то, что всё это музыканты из импровизационного мира, в собственных работах Джессика всегда тяготела к композиции, что не так уж удивительно, если открыть её биографию: за плечами у нее классическое образование, и только после окончания учебного заведения она проявила интерес к экспериментам. За двадцать лет сольной карьеры она записала немало альбомов с разными составами, но много записывалась и соло.

Струнный ансамбль под ее именем был основан в 2017-м и стал своеобразным расширением сольной музыки Джессики. Ее идеи, связанные с интересом к влиянию звука на физиологию человека и эмоциональное состояние, поначалу находили воплощение в репетитивных мотивах, почти мгновенно отсылающих к музыке композиторов-минималистов и к фолковым традициям. Для Джессики это было не в новинку — подобную музыку она выпустила, например, на паре альбомов на лейбле Tzadik. Поэтому первый альбом String Ensemble под названием «Brick and Mortar» вряд ли что-то добавил к наследию альтистки, представляя из себя крепкую работу, которую можно было бы даже записать в раздел неоклассики, если бы этот раздел был более открытым и творческим. Однако альбом стал важным шагом в развитии идей из сольной музыки Павон с помощью группы.

В 2020-м появился второй альбом, «Lost and Found», заметно ушедший в другую сторону. На нем проявился более камерный саунд, ритмические построения стали медленнее и умереннее, общее целое же было целиком сосредоточено на собственно звуке, в котором преобладали длинные ноты и кластеры. Тут надо вспомнить, что у Павон был лет 12–13 назад непростой двухгодичный период без игры на инструменте из-за травмы спины. Именно после этого звук для нее сам по себе стал представлять такую же важную часть музыки, как исполнительское мастерство и композиторство. Этот подход как раз приводит Джессику к использованию электроники в сольных пьесах, когда она то деликатно, то неузнаваемо изменяет естественный звук инструмента, стараясь отыскать необычные звучания. Подобным образом она работает с ансамблем, словно делая из одномерной фигуры многогранное творение.

И вот совсем недавно вышел третий релиз — «…Of Late». На нем Павон продолжает погружаться в мир камерной академической музыки, привнося в композиции всё больше элементов импровизационных техник, инструкций и при этом свобод. Становится совершенно неважно, кто именно играет и кто тут солист, а кто аккомпаниатор. Ансамбль работает на единый звуковой замысел, в котором на первый план ненароком выходит то одна скрипка, то другая. Это трио: Джессика играет с Эбби Свидлер и Эме Ниман. Все трое изредка используют голос — естественный музыкальный инструмент, который дополняет звуки струнных. Голос же становится и некоторой отсылкой к фолковому началу музыки Павон, которое больше ощущается на подсознательном уровне — когда слух зацепляется за те или иные хитросплетения мелодий и звуков.

Академический саунд сразу роднит музыку американки со многими современными композиторами, всё чаще стирающими мосты между строгой композицией и свободой импровизации при помощи новых (или не совсем новых) методов записи идей на бумаге. Для такой работы зачастую требуется постоянно практикующийся коллектив, но это подчас трудно организовать, следствием чего становятся «стерильные» записи. Джессике удалось избежать этого: ее ансамбль играет живую музыку с неподдельным интересом.


Cлушать на Bandcamp

Об авторе

Илья Белоруков

Импровизатор, композитор, звукорежиссёр, один из владельцев лейбла Intonema, рецензент. Автор Telegram-канала Musicworm. Музыка на Bandcamp: Ilia Belorukov.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии