Joel Ross «The Parable of the Poet» (Blue Note, 2022) | Джазист | Рецензии

Joel Ross
«The Parable of the Poet»
(Blue Note, 2022)

С легкой руки Виктора Шкловского выражение «гамбургский счет» стало в русском языке крылатым. Таким гамбургским счетом в джазе можно считать результаты ежегодных опросов критиков журнала DownBeat и ежегодно вручаемых наград американской Ассоциации джазовых журналистов. В подобных опросах субъективное мнение отдельного специалиста нивелируется благодаря большому числу этих самых субъективных мнений, и суммарный результат можно признать в значительной степени объективным (говорю лишь о степени, поскольку авангард в этих опросах привечают нечасто). В начале мая Ассоциация джазовых журналистов объявила лауреатов своих наград за 2022 год. В номинации «исполнитель с малетами» победителем уже третий год подряд становится еще очень молодой (родился в 1996 году) вибрафонист Джоэл Росс. (Попутно, хотя и не по теме: альбомом года Ассоциация назвала работу Кенни Гарретта «Sounds from the Ancestors», которую мне посчастливилось обозревать, и обложка этого альбома также признана лучшей.) В DownBeat Росс стремительно прошел путь от лучшего вибрафониста в разделе «восходящая звезда» до лучшего среди состоявшихся звезд. И это всё при том, что первый свой авторский альбом «KingMaker» Джоэл выпустил совсем недавно, всего лишь в 2019 году, а нынешний «The Parable of the Poet» — уже третий в его дискографии, связанной исключительно с лейблом Blue Note.

Росс, родившийся в семье чикагских офицеров полиции, приобщился к музыке рано. Вместе с братом-близнецом он стал осваивать игру на барабанах в три года, а в начальной школе уже выступал в церкви, где папа-полицейский по совместительству руководил церковным хором. Позже Джоэл оставил место за ударной установкой брату, а сам стал играть на вибрафоне, хотя поначалу даже не представлял, как выглядит этот инструмент. Что это такое, он шаг за шагом узнавал в различных учебных заведениях родного Чикаго, потом Лос-Анджелеса и, наконец, Нью-Йорка. Главным же своим учителем Джоэл Росс считает выдающегося вибрафониста Стефона Харриса, чьи уроки дали ему особенно много и помогли молодому музыканту выработать собственный стиль игры. Сегодня Росс говорит, что «вибрафон — наилучший способ играть на ударных инструментах и одновременно выражать себя гармонически и теоретически». Партнер по организованному Джоэлом квинтету Good Vibes, альт-саксофонист Иммануэль Уилкинс, уверен, что Росс разработал новый музыкальный язык в игре на вибрафоне. Прослушав «The Parable of the Poet», вы, возможно, с ним согласитесь. С Good Vibes Росс записал свои первые два альбома, для нового же проекта он собрал новый, более масштабный коллектив.

Это уже октет с мощной духовой группой из четырех инструментов, традиционной ритм-группой фортепиано — контрабас — ударные и, естественно, вибрафоном. Такой мини-биг-бэнд Росс задействовал для исполнения своей сюиты из семи треков, посвященной анализу различных человеческих эмоций. Любопытно, что почти каждую часть сюиты открывает сольная партия того или иного инструмента: контрабас Рика Росато в «Guilt», альт-саксофон Иммануэля Уилкинса в «Wail», труба Маркиса Хилла в «Choices» и так далее. А вот стартовую пьесу «Prayer» начинает своим почти полутораминутным соло на вибрафоне сам Джоэл Росс. Это его единственное соло за весь альбом, больше такого не будет. Дальше бэндлидер внимательно координирует переплетение линий духовых, работу ритм-группы и время от времени на пару с пианистом Шоном Мэйсоном вставляет короткие, но емкие реплики в плотное звуковое кружево, которое плетут музыканты его ансамбля. Это стиль Росса-инструменталиста: не выпячиваться, оставаться в тени, следить за общим саундом и лишь хирургически точно отзываться на развитие коллективной импровизации. Стиль Росса-композитора — отточенные, несколько минорные мелодии (особенно эффектные в «Wail» и «The Impetus (To Be And Do Better)»), прекрасное знание языка современного джаза, гармоничный баланс звучания различных групп инструментов. Да, это действительно похоже на биг-бэнд.

Шеф Blue Note Records, многоопытный Дон Уоз, в восторге от своего протеже: «Джоэл — не только один из выдающихся инструменталистов нашей эпохи, но и один из величайших музыкальных провидцев своего поколения». Не буду утяжелять этот текст описанием достоинств каждого из партнеров Росса, но каждый здесь — личность. И эти представители поколения 20–30-летних, нравится нам это или нет, — именно те люди, которые будут определять (и уже определяют) пути развития джаза на ближайшие десятилетия. «The Parable of the Poet» тому порукой.


Слушать на YouTube

Об авторе

Леонид Аускерн

Джазовый и рок-обозреватель с многолетним стажем. Постоянный автор журнала «Jazz-Квадрат» (Минск, 1997–2009). После прекращения печатного издания ведет сайт jazzquad.ru.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии