Jeff Richman
«XYZ»
(Blue Canoe, 2023)

Ого, вот это состав. Барабанщик Винни Колайюта, басист Джимми Хэслип, клавишник Скотт Кинси — это костяк группы. Среди приглашенных гостей — клавишники Джордж Уитти и Митчелл Форман, барабанщик Герго Борлай. С такими именами новый альбом «XYZ» гитариста Джеффа Ричмана надо брать не глядя, даже если его имя вам пока незнакомо. Плохо точно не будет.

На самом деле Джефф Ричман — человек более чем серьезный. Про таких принято говорить «широко известен в узких кругах». В 1974-м выпустился из Бёркли, где его однокашниками были Майк Стерн, Билл Фризелл и Эл Ди Меола. Записал ни много ни мало восемнадцать сольных альбомов. Список джазовых звезд, с которыми ему довелось посотрудничать, трудно уместить на листе А4. Пусть за пятьдесят лет карьеры с Ричманом так и не случилось ярких взлетов, зато со стабильной востребованностью на рынке всё оказалось в порядке. Багаж знаний — лидера, сессионного музыканта, композитора, аранжировщика и даже продюсера — накоплен огромный. Репутация суперпрофи сомнению не подлежит. Перед нами ремесленник высшей категории. Никакого пренебрежения — только уважение, почет и невидимый орден ветерана фьюжнового труда.

«XYZ» — пластинка именно что мастеровитая. Ричман не пытается прыгнуть выше головы, но свою высоту берет уверенно. Все девять композиций на альбоме — авторские. На «XYZ» найдется всё: от латино до блюза, от фанка до рока. Ричману хватает таланта, чтобы не высасывать идеи из пальца, и чувства меры, чтобы не скатываться в инструментально-цирковое представление. Содержание для него на первом месте, а обрамление при всём многообразии форм Ричман умеет подать тактично и деликатно.

Саунд «XYZ» выдержан в духе старого-доброго фьюжна, который мы любим, ценим и никогда не сможем позабыть. Ностальгические нотки на альбоме действительно проскакивают, но списывать его в чарты радио «Ностальжи» точно не стоит. Запись сделана современно и своевременно. Несмотря на солидный возраст, бати дают понять, что с реальностью более чем в дружбе. Знают, умеют, могут.

Когда имеешь дело с легендами, излишне увлекаться описательной частью даже как-то неловко. Скажу лишь, что «XYZ» стоило придумать хотя бы для того, чтобы на примере Хэслипа и Колайюты показать, что такое проверенная годами синхронизация баса и ударных. Еще нельзя пройти мимо эффектного появления на альбоме клавишника Отмаро Руиса, чье соло превращает «Ray Barretto» в лучшую композицию альбома. Способностью Кинси и Уитти выстраивать вокруг мелодии нетривиальный гармонический контекст остается только восхищаться. «XYZ» получился по-настоящему музыкантским. Без выпендрежа, снобизма и стремления доказать что-то кому бы то ни было. На мастерстве, которое не выпячивается, а спокойно существует.

Сам же Ричман показывает себя даровитым сонграйтером. Его неброские мелодии пусть и не захватывают дух, но трогают душу. Оседают в памяти и вынуждают к ним возвращаться. Местами возникает соблазн уколоть его отсутствием индивидуальности: мол, звучит, как все наши любимые гитаристы, не рискуя проявить свою самость. Этакий Джеффбек Майкстернович Скофилд. Но я бы не торопился с выводами. Всё-таки Ричман не занимается копипастом, а скорее старается соответствовать тем, на кого равнялся всю свою жизнь и с кем стоял плечом к плечу на одной сцене. И, надо сказать, у него неплохо получается.

В Ричмане чувствуется спокойная сила человека, нашедшего свое место в жизни. Для того чтобы понять и принять это, нужны и мозги и характер. Как и для того, чтобы не отступить перед вызовами судьбы и продолжить свое дело во что бы то ни стало. В процессе работы над «XYZ» у Ричмана уже была болезнь Паркинсона, но он сдюжил. Добрался до вершины. А в музыке, как и в жизни, она у каждого своя.


Слушать на Bandcamp

Об авторе

Александр Аношин

Сооснователь JAZZIST. Увлеченный джазовый слушатель, обозреватель и блогер. Ведет Telegram-канал On The Corner.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии