Jaubi «Nafs at Peace» (Astigmatic, 2021) | Джазист | Рецензии

Jaubi
«Nafs at Peace»
(Astigmatic, 2021)

Рейтинг: 3.5 из 5.

У бельгийского хореографа Анны Терезы де Кеерсмакер, крестной матери всего современного танца, в 2005 году случилась любопытная постановка. На сцене поочередно выступали две группы артистов: одни исполняли танец под индийскую рагу, другие — под колтрейновский альбом «A Love Supreme». Первые почти всё время оставались в горизонтальной плоскости, на полу; вторые — наоборот, в вертикальной, держались на ногах. Пакистанский квартет Jaubi на своем дебютном альбоме пытается сделать что-то подобное и поженить вещи, в общем-то, и так родственные, но всё равно из разных плоскостей — рагу и спиричуэл-джаз.

Ансамбль из Лахора вытащил на свет Лукаш Войцеховски, основатель лондонского лейбла Astigmatic Records. Еще в 2019-м он уговорил своего приятеля Тендерлониуса — продюсера, духовика и джазового экспериментатора — слетать в Пакистан и записаться с квартетом. Компанию музыканту составил Марек Пендживятр, отвечавший за всевозможные синтезаторы и спецэффекты. На легендарный визит The Beatles в Ришикеш эта поездка была похожа мало. Из короткой, в несколько дней, но сверхпродуктивной рекорд-сессии удалось выжать сразу две пластинки. Альбом самого Тендерлониуса «Ragas From Lahore: Improvisations with Jaubi» вышел еще прошлой осенью и сыграл роль красной ковровой дорожки для лахорского квартета, пробудив к нему интерес профильных медиа и западной аудитории. А теперь по следам тех же джемов выпустили и дебютный полноформатник ансамбля.

Намерения лидера и гитариста Jaubi Али Риаза Бакара на «Nafs at Peace» довольно прямолинейны: сочинить спиричуэл-джазовую рагу с исламской подоплекой («нафс» — понятие из Корана, которое можно определить как эго человека и страсти, его охватывающие). В интервью DownBeat он честно признается, что, дескать, да, слушал много Колтрейна перед записью, читал в его liner notes к «A Love Supreme» осанны во имя Господа, разбирал по косточкам знакомые этнические мотивы — свидетельства одержимости Колтрейна Рави Шанкаром. Другими словами, подход джазовых новаторов 60-х перевернулся с ног на голову: не Запад идет постигать Восток, как когда-то, а в точности наоборот. Jaubi берут за руку модальный джаз, наследие Дона Черри и Юсефа Латифа, хип-хоп и бум-бэп (к рэпу у Jaubi трепетное отношение; в активе даже имеется кавер-версия на трек давно почившего битмейкера Джей Диллы) и сводят в одухотворенный постмодернистский хоровод. Звучит всё это странно, но не безынтересно.

Даже начинается «Nafs at Peace» как-то противоречиво. За формальным непримечательным интро следует грувовая «Insia», которую до предела раскачивают барабанщик Каммар Аббас и играющий на барабанах табла Кашиф Али Дани. Здесь так много «духа старой школы», что пьеса звучит как непризнанный ребенок Эдриана Янга и проекта Jazz Is Dead, — только исполняют ее почему-то на традиционных пакистанских и индийских инструментах. В следующей композиции — «Raga Gujri Todi» — музыканты звучат еще более прозападно; упругая басовая линия и сложные узоры ритма внезапно заводят их на территорию натурального фанка. Только фанк этот с прищуром: солирует тут пронзительно взвизгивающая индийская скрипка саранги. Сохаиб Хассан Кхан играет на ней так, словно смычковым инструментом имитирует напористую манеру Колтрейна. Эффект получается бодрящий: саранги разрезает ткань умиротворенности и размеренности, сотканную повторяющимися квадратами раги. 

Куда понятнее — и потому скучнее — оказывается баллада «Straight Path», в которой флейта и саранги осторожно подхватывают друг друга, как будто боясь причинить страдание тонкой мелодии. С этого момента и почти до финала альбом начинает провисать; композиции звучат так, словно их записывали в первые дни, когда еще велико напряжение, естественное для малознакомых музыкантов. На «Mosty» и «Zari» импровизационные идеи как будто не получают должного развития — в них нет нерва, они какие-то слишком удобные для слушателя, как продукция лейбла Gondwana Records последних лет. Впрочем, на заключительной «Nafs at Peace» случается реванш. Хотя это, по большей части, бенефис Тендерлониуса и его саксофона, не щадит себя тут никто: гитара, саранги и ударные заходятся в возбуждении и заканчивают на самой высокой ноте, которую только могли взять.

Наверное, хорошо, что Jaubi — музыканты, а не хореографы. В отличие от Анны Терезы де Кеерсмакер, они устроили бы пляски не последовательные, а параллельные — выпустили бы всех танцовщиков одновременно и наблюдали, как те наступают друг другу на пятки. Попытка свести рагу и Колтрейна вышла неровной: местами слишком осторожной, местами — травмоопасной. Но танец из этой попытки всё же сложился.


Слушать на Bandcamp | Apple Music | YouTube Music | Deezer | Яндекс.Музыка

Об авторе

Наталья Югринова

Главный редактор JAZZIST. Журналист, копирайтер. В детстве слушала мамины пластинки Сонни Роллинза и Бена Уэбстера — и они до сих пор не отпускают. Автор Telegram-канала Eastopia.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии