Rodrigo Pinheiro
& Pedro Carneiro
«Kinetic Études»
(Phonogram Unit, 2021)

Рейтинг: 4.5 из 5.

Дуэт из Португалии: рояль и маримба с расширением для игры четвертитонов. Клавишами заведует Родригу Пинейру, участник Red Trio и José Lencastre Nau Quartet; оба проекта бывали с концертами в России и знакомы нашей публике. Пинейру — один из самых заметных импровизаторов лиссабонской сцены, умеющий вникнуть в любой контекст, от тишайшей электроакустики до мощного фри-джаза и даже психоделического рока. В другом углу ринга — Педру Карнейру, виртуозный перкуссионист, композитор и дирижер из академических кругов, который не сторонится и импровизационной музыки. В последнее время его всё чаще можно заметить в окружении резидентов знаменитого португальского лейбла Creative Sources, хотя была в его карьере и совместная работа с мейнстримным саксофонистом Джошуа Редманом.

О «Kinetic Études» не стоит судить по первым впечатлениям. Поначалу музыканты будто присматриваются и притираются друг к другу. «Étude 1: on shadows and resonances» носит редукционистский характер, Пинейру и Карнейру играют негромко и внимательно оперируют паузами. А вот со второй пьесы музыка приобретает преимущественно активный, бойкий настрой. Рояль и маримба то и дело устраивают дуэли-переклички, в которых проявляются и виртуозное владение инструментами, и живая реакция музыкантов друг на друга. Дуэт играет плотно, на уши внимательного слушателя обрушивается огромное количество деталей.

Справиться с обилием информации помогает общий негромкий звук: тембры каждого инструмента как будто приглушены. Такой саунд создает комфортные условия для погружения в материал. Хотя музыканты то и дело перехватывают инициативу друг у друга, экспрессия обоих в итоге выходит камерной, мягкой. Несколько успокаиваясь и замедляясь к концу альбома, дуэт чуть-чуть залезает на территорию электроакустики. В такие моменты Карнейру играет в низком регистре маримбы почти по-электронному и заполняет пространство, в котором Пинейру в то же время развертывает хитроумные рояльные пассажи, одновременно ритмичные и абстрактные.

Неожиданные сочетания инструментов для импровизационной музыки не редкость. Но дуэт рояля с маримбой, пожалуй, найти нелегко, а с четвертитоновой маримбой и подавно. Одно лишь это — хороший повод рекомендовать альбом к прослушиванию. А если учесть мощную игру Карнейру и изобретательность Пинейру, рекомендация превращается как минимум в настоятельную.


Об авторе

Илья Белоруков

Импровизатор, композитор, звукорежиссёр, один из владельцев лейбла Intonema, рецензент. Автор Telegram-канала Musicworm. Музыка на Bandcamp: Ilia Belorukov.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии