Мохини Дей по-хозяйски чувствует себя в рейтингах самых виртуозных бас-гитаристов последнего времени. Ее фразы разбирают в учебных видео на YouTube, о ней охотно пишут в журналах и блогах, а когда Мохини было восемнадцать лет, индийский «Forbes» включил ее в список самых успешных молодых музыкантов.
Она родилась в 1996 году в Калькутте. Басист-отец и певица-мать рано разглядели в дочери способности к музыке, и в девять лет девочка получила в подарок свой первый бас. Другие в этом возрасте играют в «Барби», а маленькая Мохини с самого начала ловко управлялась с инструментом, у которого каждая из струн толщиной с «Барби». В одиннадцать лет она уже вовсю концертировала, а к двадцати семи успела поработать со сливками фьюжна, индийской музыки, джаза и рока, среди которых были Закир Хуссейн, Куинси Джонс, Стив Вай, Стэнли Кларк, Ранджит Барот, Майк Стерн и ее кумир Виктор Вутен. Не так давно Дей поняла, что настала пора для дебютного альбома, и результатом стал «Mohini Dey», который вышел в 2023 году.
Как сделан «Mohini Dey»? Если вкратце, то заслуженные американские и европейские фьюжн-монстры упражняются в математике и пополняют мировые запасы тестостерона под руководством девушки с обложки. Аккорды летят стрелой, горят огнем гитарные пассажи, барабанщики вколачивают слушателя в кресло. Гитарист Гатри Гован, клавишник Скотт Кинси, барабанщики Герго Борлай и Нарада Майкл Уолден, джаз-метал и непременный коннакол — классика, проверенная временем. Мохини сверхтехнична. Но когда трек под названием «Introverted Soul» по динамике ничем отличается от, скажем, «Meat Eater» или «Kick’B’ass», возникает вопрос: зачем всё это? Для чего столько звуков? Где их смысл?
И вот парадокс: Мохини Дей слишком ограничена своей виртуозностью, чтобы создать нечто глубокое и оригинальное. При всех навыках и умениях индивидуальность ее манеры стремится к нулю. Мохини похожа одновременно на всех и ни на кого, и для авторского высказывания, которое не копировало бы чужой стероидный фьюжн, она, видимо, еще не созрела. Что-то свое проглядывает здесь разве что в «Coloured Goddess» и треке с обезоруживающе честным названием «First Food Then You» («Сначала еда, потом ты»; не хочется верить, что это посвящение мужу Мохини Марку Хартсачу, который играет здесь на саксофоне и клавишных).
Хотя альбом «Mohini Dey» технически сложен и затейлив в плане тактовых размеров, содержательно и драматургически он пуст. Отсутствие смысла за стеной звука не спрячешь: здесь все умело месят, но получается не замес, а месиво.
«Пять» за грамотность и «два» за содержание; в целом «три». Сможет ли Мохини Дей вырваться из клетки виртуозности, чтобы найти свой язык? Потенциал для этого у нее есть.
Слушать на YouTube | YouTube Music | Bandcamp