У американского ударника (а иногда еще пианиста и вибрафониста и, конечно же, композитора) Джо Чемберса сложилась в джазе своеобразная репутация. Он, если так можно выразиться, хорошо известен, особенно коллегам-музыкантам, но при этом не очень знаменит. Популярностью Чемберс-ударник существенно уступает таким представителям своего поколения, как Билли Кобэм, Тони Уильямс или Джек Деджонетт. Но в истории джаза его имя останется наверняка, потому что именно Чемберс оказывался идеальным партнером для Уэйна Шортера и Фредди Хаббарда, Эрика Долфи и Чарльза Мингуса, Сонни Роллинза и Джо Хендерсона, Арта Фармера и Макса Роуча, участвуя в их записях.
За весь многолетний период работы в джазе (Чемберс родился в 1942 году, начал активно выступать в 60-х годах и активен по сей день) он записал всего полтора десятка альбомов со своим именем на обложке. Да, Чемберс больше незаменимый сайдмен, чем авторитетный лидер, тем не менее авторские работы Джо по-своему интересны. В последние годы Чемберс возобновил роман с известнейшим лейблом Blue Note Records. Впервые его альбом с этим логотипом появился еще в прошлом веке («Mirrors», 1998), а в 2021 году, почти четверть века спустя, он записал здесь «Samba de Maracatu». Новый, третий по счету, альбом Джо Чемберса «Dance Kobina» тематически продолжает предыдущий проект, вновь исследуя связь джаза с музыкой Латинской Америки.
Если на «Samba de Maracatu» в фокусе оказалась бразильская самба — причем не самба вообще, а тот ее вариант, который распространен в северном штате Пернамбуку, где сильно влияние западноафриканских ритмов, — то на «Dance Kobina» Чемберс обратил свое внимание на кубинскую румбу, и опять-таки на конкретную ее разновидность под названием гуагуанко. Не хочу притворяться тонким знатоком нюансов афро-кубинской музыки, но, если слушая альбом, вы обратите внимание на сложные и разнообразные ритмические рисунки каждой пьесы, то там будут и ритмы гуагуанко, и африканские мотивы. Благо, ритмика в этих записях очень богата. Чемберс везде работает за ударной установкой, а в четырех треках еще и на вибрафоне, но и квалифицированных помощников, прежде всего по ритмической части, у него хватает.
Альбом записывался в две сессии: одна в Нью-Йорке, другая — в Монреале. В американской части Чемберс организовал классическое фортепианное трио с пианистом Риком Джермансоном и басистом Марком Левандовски, к которому присоединялись альт-саксофонист Марвин Картер и кубинский перкуссионист Эмилио Вальдес Кортес (куда ж в таком альбоме без кубинца!). В Канаде его сопровождали музыканты тех же специальностей, только другие. Из них особо надо отметить пианиста Андреса Виэла, не только сопродюсера проекта, но и автора двух композиций, включая титульную, а также колоритного конголезца Эли Миллера Мабунгу, игравшего на истинно африканском инструменте — барабанах нгома. Кстати, и в названии альбома присутствует определенный трибьют Африке: слово kobina на языке народа лингала, проживающего в Конго, значит «танцевать».
Из девяти пьес альбома сам Чемберс сочинил четыре; помимо пьес Виэла в программу вошли также три кавера. Один из них открывает альбом — это композиция Курта Вайля и Айры Гершвина «This Is New», которую Чемберс впервые играл еще в 1966 году на самом первом альбоме Чика Кориа «Tones for Joan’s Bones» и с тех пор исполнял множество раз. Но на то и джаз, чтобы в версии со своим нью-йоркским трио Чемберс сразу усилил афро-латинские акценты в этой композиции. Румба царствует и в собственной пьесе Чемберса «Caravanserai», и в композиции Джо Хендерсона с ленноновским названием «Power to the People». Впрочем, есть в программе и вещи, где постбоповая основа хороша и практически без афро-кубинских приправ — например, композиция Виэла «City of Saints», посвященная его родному Монреалю, или лаконичный финишный трек «Moon Dancer». А в целом, если говорить о потенциальном адресате этого альбома, «Dance Kobina» должен прийтись по душе тем, кто любит сочетание постбопового мейнстрима с элементами латиноамериканской (в данном случае афро-кубинской) музыки, которое Чемберс с партнерами постарался сделать как минимум нетривиальным. Ну и, конечно же, стоит послушать, как Джо играет в свои восемьдесят лет: с порохом в пороховницах у этого ветерана все в порядке!
Слушать на Spotify | YouTube Music