Немецко-французский контрабасист и композитор Паскаль Ниггенкемпер неожиданно выпустил шестидисковый бокс-сет «blòc» с работами, записанными в 2017–2022 годах. Чего там только нет: сочинение для девяти музыкантов с танцорами и поэтом, сюита для восьми голосов, контрабасовое соло с электроникой на восемь источников, камерные ансамбли. Все вещи интересны и в той или иной мере экспериментальны, хотя слушать их не так просто. В пачке релизов оказался и альбом Паскаля с коллективом Le 7ème Continent, записанный в 2017-м. Их первый альбом «Talking Trash» выходил в 2016 году на португальском лейбле Clean Feed; он был прекрасным образцом сочетания замысловатых идей и открытости к слушателю.
У Le 7ème Continent есть идейная подоплека. В этом коллективе Ниггенкемпер пытается через музыку рассказать о загрязнении природы человеком. «Седьмой континент» — это большое тихоокеанское мусорное пятно из пластика и химикатов размером в 1,6 миллиона квадратных метров, образовавшееся между течениями в Тихом океане. Как-то раз наткнувшись на информацию об этом явлении, Ниггенкемпер начал проводить параллели со своей деятельностью, заодно переосмысляя собственные находки как в игре на инструменте, так и в композиции. Казалось бы, как связаны мусорный континент и музыканты? Если подумать, между ними можно выявить общее. Например, роль мусора. Музыканты используют отходы ежедневной жизни для создания и препарирования инструментов (банки и бутылки, формы для запекания, палочки для еды и т. д.); они обрабатывают их и превращают в звуки и ритмы. Точно так же «Седьмой континент» представляет собой агрегацию отходов и мусора, которые воздействуют на окружающую среду и человека. Другой пример связан с течениями. Как течения оказывают влияние на формирование мусорного пятна, так и различные жанры и направления в музыке влияют на композиторское мышление и исполнительское искусство.
Размышляя обо всём этом, Паскаль собрал для записи «.Kipppunkt» необычный состав. Контрабас остался за ним, на флейте — Хулиан Эльвира, на кларнетах — Йорис Рюль и Йоахим Баденхорст (плюс комбики у всех троих), на клавикордах и синтезаторах — Филип Зубек и Лиз Козак (на первом альбоме были препарированные рояли, а играла Эв Риссер). Как следует из описания альбома, перед нами «музыка разваливающегося контейнера» для двойного трио или тройного дуэта. Для этого бэндлидер разбил всех участников по парам, образовав несколько подгрупп: кларнеты, клавишные и инструменты низкочастотного регистра, где пытаются подружиться контрабас и субконтрабас-флейта, редко встречающийся родственник флейты огромного размера. Перкуссионные инструменты в этом составе отсутствуют неспроста. Ниггенкемпер уделяет много внимания созданию ритмических построений при помощи подзвученных духовых инструментов, у которых становятся слышимыми все движения клапанов. Иногда ритмы разделены между подгруппами музыкантов, и тогда каждая из них может играть в своем темпе, создавая непростые паттерны.
Одноминутная открывающая пьеса «Luiperd-Brulpadda» слегка обманывает ожидания слушателя: это задорная новоджазовая зарисовка. Но уже следующая пьеса «undercurrent» говорит о более глубоких намерениях, нежели простое развлечение публики: ритмы выстраиваются из разного рода шумов, духовики гудят, словно раскачивая контейнер с идеями. Ближе к середине записи на сцену выходят клавикорды, изюминка этого альбома. Их перкуссионный звук редко используется в импровизационной музыке, но Ниггенкемпер точно знает, как ими распорядиться. Чем дальше, тем более серьезной становится общая атмосфера. Это погружение в задумчивость увлекает, и вот в музыке почти не остается джазовых элементов, а если они и есть, то лишь нависают над слоями текстурного дроуна. Под конец альбома может показаться, что материал становится монотонным, но это иллюзия — нужно тщательнее прислушаться ко всем изменениям саунда секстета и решить для себя, за какими трансформациями следить. Инструменты то и дело подражают звучанию друг друга, они словно находятся в постоянном движении. Легко представить эти звуки как некую субстанцию в океане, которая неустанно перемешивается, обнажая похожие, но разные кусочки мусора. Под конец параллель с мусорным континентом становится и вовсе очевидной из-за полевой записи со звуками волн или крайне похожими на них шумами.
«.Kipppunkt» — редкий и примечательный образец новой импровизационной музыки сонорного типа, хотя по факту это композиционный материал. Умело распоряжаясь непростым инструментарием, бэндлидер использует не только персональные умения музыкантов, но и делает так, чтобы группа звучала именно группой, сыгранной и монолитной. По всей видимости, на этом альбоме заканчивается история проекта, и остается только порадоваться, что Паскаль всё-таки нашел возможность издать его, пусть даже и спустя годы после записи.