Koma Saxo & Sofia Jernberg «Koma West» (We Jazz, 2022) | Джазист | Рецензии

Koma Saxo & Sofia Jernberg
«Koma West»
(We Jazz, 2022)

Koma Saxo — проект, за которым стоит шведский басист, битмейкер и продюсер с берлинской пропиской Петтер Элд, — издал на лейбле We Jazz свой третий альбом. Первый лонгплей проекта увидел свет в 2019-м, а год назад Элд выпустил мощную концертную запись «Koma Saxo Live».  

Элда по праву считают одним из интереснейших и разносторонних представителей скандинавского и европейского джаза: помимо его собственных релизов на We Jazz, за последние годы вышло несколько важных записей, созданных при его непосредственном участии. Речь, например, о спродюсированном им альбоме швейцарской вокалистки Люсии Кадоч «Speak Low II» и двух работах шведского саксофониста Отиса Сандшьё и команды Y-Otis. Еще Элд плотно сотрудничает с британским клавишником Китом Даунсом — в частности, Петтер стал автором чуть ли не половины композиций «Vermillion», недавнего альбома Даунса для лейбла ECM. Также на счету Элда работа с немецким барабанщиком и перкуссионистом Кристианом Лиллингером, собственный проект Amok Amor, а с недавнего времени — принимающий по желанию создателя разные и причудливые формы проект Koma Saxo.

Название Koma Saxo появилось на свет благодаря сотрудничеству Петтера с трио саксофонистов — Отисом Сандшьё, Йонасом Куллхаммером и Микко Иннаненом. Их имена, как и имена других музыкантов, составляющих костяк живого состава Koma Saxo, указаны и на обложке «Koma West», однако главную роль Элд в этот раз отвел шведской вокалистке эфиопского происхождения Софии Йернберг — именно ее голос стал главным сюрпризом новой записи скандинавского коллектива. Выросшая в Швеции и получившая классическое джазовое образование, Йернберг отлично известна на местной джазовой и импровизационной сцене. Ее манера исполнения традиционной скандинавской фолк-музыки впечатляет: слушая голос Йернберг, представляешь белокурую шведскую селянку, но никак не чернокожую африканскую диву. Вокал Софии становится важным инструментом в руках Элда, одной из основных красок в его палитре и, безусловно, придает происходящему на альбоме особый мистический привкус.  

На этот раз состав Koma Saxo усилен еще и струнной секцией (на альбоме звучат скрипка и виолончель), за партии клавиш отвечает упомянутый Кит Даунс, на ударных — Кристиан Лиллингер, но даже и этого Элду оказалось мало: в ансамбле появляется традиционный шведский аккордеон, сыграть на котором Петтер попросил собственную маму. 

Музыка на «Koma West» вдохновляется шведской фолк-традицией, а если говорить точнее, то песенным фольклором западного побережья Швеции, откуда родом Элд. Прямым посвящением родным краям стал один из самых запоминающихся треков альбома — «Koma Kaprifol», названный в честь распространенного в тех краях кустарника, который в русской традиции называется «козья жимолость». Эта вещь наверняка понравится как поклонникам золотых лет абстрактного хип-хопа, настоянного на пыльных фанковых сэмплах, так и новому поколению околоджазовых инди-коллективов, вдохновляющееся разнообразной мировой экзотикой.  

Еще две композиции — «Flamman» и пронзительная «Närhet», — фри-джазовые интерпретации шведского фольклора, в которых голос Софии Йернберг оказывается на первом плане. Эти две вещи напоминают музыку фолк-фьюжн-проекта «Коллаж», который по праву считается Святым Граалем эстонского джаза 70–80-х и чья музыка идеологически (и географически) очень близка тому, что звучит на «Koma West». 

Среди других несомненных удач этого альбома, конечно же, «Croydon Koma», скроенная в диджейском формате и заслуживающая релиза на отдельной семидюймовке (которых, кстати, в дискографии Koma Saxo уже несколько). Здесь мы уже имеем дело с идеально нарезанной бит-психоделией: построенная вокруг басовой партии Элда и вокала Софии Йернберг «Croydon Koma» звучит как фьючер-джазовый гимн, одновременно играющий на территории абстрактных бит-экспериментов, нордической фолк-психоделии и семидесятнического фанк-фьюжна. Это номер, который мог бы быть одновременно в репертуаре, например, Чарльза Стэпни или Афекса Твина. При этом Элд за две с половиной минуты удивительным образом успевает сказать гораздо больше, чем многие его коллеги по цеху, предпочитающие пространные эксперименты.

Практически все вещи на альбоме звучат по две-три минуты — и этого времени музыкантам оказывается вполне достаточно. При этом композиций никак нельзя назвать эскизами. Наоборот, это полноценные и законченные произведения. В качестве продюсера Элд пользуется методами электронной музыки и хип-хоповой сэмпладелики: сыгранные вживую партии он нарезает, как заправский битмейкер. На этом фоне исключением становится «Lake Koma» — псевдоклассическая сюита, отданная на откуп струнных; лишь в конце этой композиции из их потока и вокала Софии возникают ритм-секция и саксофоны. 

При всем разнообразии ассоциативного ряда, который неизменно возникает при прослушивании альбома, нужно признать, что Петтер Элд и его группа создают что-то очень особенное и уникальное. Удивительный сплав древнего и современного, пасторального и урбанистического, простого и сложного, «Koma West» — это, безусловно, огромная удача и работа, благодаря которой о проекте должны узнать и далеко за пределами джазового сообщества.


Слушать на Apple Music | Bandcamp

Об авторе

Илья Рассказов

Музыкальный журналист, диджей и радиоведущий, основатель проекта Headz.FM. Автор Telegram-канала Headz.FM.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии