Музыка органиста Джоуи Дефранческо напоминает итало-американские спагетти с тефтелями (в переводе на хипстерский — митболами): это вкусно, сытно, порой даже избыточно — но всегда хочется добавки. На добавку Джоуи щедр: он выпускает в среднем по альбому в год, а название последнего — «More Music» — иронично обыгрывает такую плодовитость.
Дефранческо, который в апреле разменял шестой десяток, по-прежнему энергичен, жовиален, и с годами ему всё теснее в рамках одного инструмента. На новом альбоме он не только играет на органе, трубе, рояле и синтезаторе (а в композиции «And If You Please» еще и поет), но и дебютирует как тенор-саксофонист. Этот инструмент Джоуи освоил совсем недавно, причем с какой-то фантастической скоростью.
И всё же главным орудием труда для Дефранческо остается орган. В его любимых хард-бопе и соул-джазе — жанрах, обращенных не столько к высокому интеллекту, сколько к простым телесным радостям, — распространен сленговый термин «cookin’», что-то вроде нашего «вжаривает». Так вот cookin’ — это именно то, что Джоуи делает на органе. А пока он жонглирует остальными инструментами, его место за клавишными занимает Лукас Браун, еще один мультиинструменталист, играющий здесь также на гитарах — электроакустической и акустической. В этом «безумном чаепитии» не участвует только барабанщик Майкл Оуд, который ни разу не покидает ударную установку.
Все композиции для альбома «More Music» Дефранческо написал сам. Стилистически они располагаются как раз где-то на перекрестке хард-бопа и соул-джаза с мимолетным заходом в фанк и соул («More Music»). Джоуи охотно показывает, где он вдохновлялся великими предшественниками, и местами отсылки либо отчетливо слышны («Where to Go» вполне открыто цитирует ритм и басовую партию «Eighty-One» Майлза Дэвиса и Рона Картера), либо угадываются не в букве, а в духе сочинений Дефранческо («Roll with It» явно наследует неудобной, угловатой музыке Телониуса Монка).
Джоуи достаточно уверен в себе, чтобы открыть альбом не заходом с козырей — вполне ожидаемого органа, — а с соло на трубе («Free»). В следующей пьесе, балладе «Lady G», впервые звучит его теплый тенор-саксофон, и только потом, в «Just Beyond the Horizon», Дефранческо садится за орган. Вот тут, конечно, становится понятно, что талант Джоуи и его музыкальность уже не позволяют назвать ни трубу, ни саксофон «второстепенными» инструментами: он ясно мыслит и ясно излагает, играя на каждом из них. В вальсе «In Times of Reflection» (который так и тянет перевести тургеневским «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий…») Дефранческо чередует трубу с роялем, а деликатная акустическая гитара Лукаса Брауна делает происходящее еще уютнее и камернее, приглушая глянец и лоск предыдущих пьес.
Как и всегда, Джоуи Дефранческо не пытается докопаться до каких-то новых глубин, а просто делает то, что дается ему лучше, чем многим другим. И, как всегда, делает он это с таким нескрываемым удовольствием, которое заразит любого.
Слушать на Apple Music | YouTube Music | Deezer | Яндекс.Музыка