Выбор «Джазиста»:
10 лучших альбомов
августа

Восьмой выпуск альбомного дайджеста в 2021 году: редакция «Джазиста» выбрала десять августовских релизов, достойных вашего внимания.


Andrew Cyrille Quartet
«The News»
(ECM)

Spotify | Apple Music | Deezer | Яндекс.Музыка

Andrew Cyrille, The News

За плечами нью-йоркского барабанщика гаитянского происхождения Эндрю Сирилла — долгая и насыщенная карьера в джазе. Достаточно упомянуть, что первый альбом с его именем на обложке в качестве лидера был выпущен ровно пятьдесят лет назад, в 1971 году. В последние годы ветеран джаза переживает, скажем так, очередную молодость. Связана она с его сотрудничеством с известным мюнхенским лейблом ECM Records. В 2016 году Сирилл со своим квартетом записал здесь альбом «The Declaration of Musical Independence», через два года, уже в формате трио, — «Lebroba», а теперь лейбл выпустил записанный в 2019 году альбом «The News». Один из участников квартета — гитарист Билл Фризелл. Стартовая композиция «Mountain» с напевной мелодией и волшебными звуками его гитары (возможно, это звучит несколько напыщенно, но другого слова для описания его игры просто не хочу подбирать) покоряет с первых же тактов. Билл — автор этой пьесы, как и еще двух на альбоме. Из них отмечу «Go Happy Lucky», где после вступления лидера на ударных квартет исполняет нечто вроде джазового блюза свободной формы. Трудно представить любителя джаза, которому бы не понравился этот альбом. В нем есть всё: и высокое мастерство отдельных исполнителей, и ансамбль, работающий, как единый организм, и отличный баланс заранее сочиненной музыки и импровизации, и, может быть, главное — в этом альбоме есть тепло, он согревает душу.
Леонид Аускерн
 (рецензия)



Bendik Giske
«Cracks»
(Smalltown Supersound)

SpotifyBandcamp | Apple Music | YouTube Music | Deezer | Яндекс.Музыка

Норвежский саксофонист Бендик Гиске еще в конце нулевых играл в составе джазового ансамбля Listen! вместе с именитым трубачом Арве Хенриксеном, однако по-настоящему стал известен буквально года три назад, после того как уже в качестве сольного артиста подписался на лейбл Smalltown Supersound. Как и положено сегодня, Гиске — музыкант идеологизированный. Он увлекается квир-теорией и философией, в первую очередь работами влиятельного культуролога Хосе Эстебана Муньоса, а в музыке ценит телесность и пытается перенести в звук язык тела. Ну и опять же, в соответствии с логикой момента, Бендик Гиске совсем не чужд электроники. Не обошлось без нее и на «Cracks» — номинально третьем лонгплее Гиске. Здесь в роли саундпродюсера выступает его земляк Андре Браттен. Саксофонные партии, звучащие рыхло и с дыханием, Гиске нарезает в петли (порой по-глитчевому неровные), зацикливает, укладывает слоями и помещает в облако реверберации. Это не столько джаз, сколько постминимализм, музыка не по-джазовому рассудочная — если не читать «инструкцию» к альбому, про язык тела и не вспомнишь — и уходящая корнями к современным академическим композиторам начиная со Стива Райха и заканчивая чуть ли не Яном Робеном.
Ник Завриев (рецензия)



Timo Lassy
«Trio»
(We Jazz)

Spotify | Bandcamp | Apple Music | YouTube Music | Deezer | Яндекс.Музыка

Timo Lassy, Trio

На новом альбоме «Trio» финский саксофонист Тимо Ласси сосредоточился на композиторской работе, заметно подняв планку своих амбиций. Название пластинки лукаво и может сбить с толку. Да, в центре здесь действительно трио: помимо Ласси на тенор-саксофоне и кое-где на синтезаторе, в нем участвуют басист Вилле Херала и барабанщик Яска Луккаринен. Помимо них, в записи участвовали клавишники Туомо Праттяля (Ilmiliekki Quartet) и Валттери Пёйхёнен (Dalindèo), а также известный перкуссионист Абдисса Ассефа, давний соратник Ласси. Дополняет всё это струнный оркестр Budapest Art Orchestra, который можно слышать в большей части композиций. Втроем Ласси, Херала и Луккаринен играют лишь в одной вещи, и альбом звучит совсем не так, как можно было бы предположить, ознакомившись только с основным составом. Оркестр, к счастью, не слишком помпезен: он звучит воздушно и легко, слаженно взаимодействует с сольными партиями лидера «трио». Ласси играет с мягким и теплым звуком, в отведенных местах импровизирует, а ритм-секция поддерживает его столь же мягким, слегка фанкующим грувом; для соло Хералы место тоже находится. Правда, импровизации здесь очень осторожные, все углы максимально сглажены, и даже в грувовых вещах для малого состава музыканты не дают себе особенно развернуться. Вместе с тем назвать этот альбом скучным «джазом для взрослых» тоже нельзя, хотя поначалу он может таковым показаться. 
Леонид Кравченко (рецензия)



Lucy Railton & Kit Downes
«Subaerial»
(SN Variations)

Spotify | Bandcamp | Apple Music | YouTube Music | Deezer | Яндекс.Музыка

Учитывая, что британского пианиста и органиста Кита Даунса связывает с виолончелисткой Люси Рэйлтон давняя дружба, коллаборации и схожее музыкальное мышление, отсутствие полноценного совместного релиза в их дискографии выглядело недоразумением. Альбом «Subaerial» его наконец-то исправляет. Перед записью этой работы дуэт путешествовал по Исландии в поисках церкви с подходящей акустикой. Найдя желаемое звучание, музыканты приступили к работе в режиме свободной импровизации. Сессия продлилась три часа, сорок минут из которых и были собраны в итоговый релиз. Это по-настоящему сырая запись, сделанная без дублей и почти не подвергавшаяся постобработке, но высокий класс исполнителей не дает этого заметить: кажется, здесь всё сыграно и записано идеально. Орган кафедрального собора Скаульхольта дает исполнителю богатые возможности, и Даунс с удовольствием ими пользуется: он забирается в почти ультразвуковые верха, дополняет мощное крещендо едва заметными глитчами и периодически издает звуки, которые ждешь услышать, скорее, в какой-нибудь электронной композиции из архивов GRM. Рэйлтон тоже способна извлекать из виолончели нехарактерные для нее звуки, но чаще всё же ведет протяжные партии в привычном тембре. Вместе они создают своего рода дроун-диалог в медленном и плавном темпе. «Subaerial» показывает Рэйлтон и Даунса с их лучших сторон: здесь музыканты наконец-то не ограничены какими-либо форматными рамками, они играют то, что умеют и любят больше всего, легко улавливают направление мыслей друг друга, а их партии находят прекрасную гармонию.
Л. К. (рецензия)



Terence Blanchard
feat. The E-Collective and The Turtle Island Quartet
«Absence»
(Blue Note)

Spotify | Apple Music | YouTube Music | Deezer | Яндекс.Музыка

Terence Blanchard, Absence

Памятники при жизни обычно ставят себе любимым одиозные диктаторы. А вот в джазе прижизненные памятники в виде альбомов-трибьютов весьма распространены, и 88-летний Уэйн Шортер удостаивался такой чести уже не раз. Очередной памятник Шортеру в виде альбома «Absence» воздвиг на площадке, предоставленной лейблом Blue Note, трубач и композитор Теренс Блэншард. Теренс оказался одним из самых успешных в поколении «молодых львов» 80-х — причем и как исполнитель, и как композитор. Пять премий «Грэмми», девять номинаций на «Грэмми» и две номинации на «Оскар» говорят сами за себя. Его композиторские успехи особенно впечатляют: он зарекомендовал себя в качестве автора музыки для кино и телевидения, успешно работая в творческой связке с режиссером Спайком Ли. 27 сентября нью-йоркская Метрополитен-опера открыла новый сезон оперой Теренса «Fire Shut Up in My Bones» — это первый за всю историю институции случай постановки оперы темнокожего композитора. Не меньше поводов для оценки его разносторонних талантов дает и альбом «Absence». В программу вошли пять композиций Уэйна Шортера, включая ранние опусы времен Weather Report, собственные сочинения Блэншарда и членов его ансамбля, а также одна композиция Дэвида Балакришнана, бессменного лидера The Turtle Island Quartet. Если попытаться охарактеризовать «Absence» одним словом, то я бы выбрал термин «грандиозность». По ходу прослушивания меня не оставляло ощущение, что играет целый оркестр. Конечно, Теренс по-прежнему остается великолепным джазовым трубачом — достаточно послушать его в собственной композиции «I Dare You». Но прежде всего, на мой взгляд, эту работу отличает отточенность композиций и аранжировок.
Л. А. (рецензия)



Nicole Glover
«Strange Lands»
(Savant)

Spotify | Apple Music | YouTube Music | SoundCloud | Deezer | Яндекс.Музыка


Тридцатилетняя портлендская саксофонистка Николь Гловер переехала в Нью-Йорк в конце 2015-го. За пять с небольшим лет она стала резиденткой в клубах Smalls и Fat Cat, получила ангажемент в составы Рини Роснес, Билли Харта и Кенни Гарретта, записалась на альбоме «Radio Music Society» Эсперансы Сполдинг. Список карьерных достижений Гловер впечатляет, но он не был бы полным без сольных проектов. Ее вторая по счету пластинка «Strange Lands» выпущена на статусном джазовом лейбле Savant. В ней поучаствовал великий 76-летний пианист Джордж Кейблз, а большую часть композиций Гловер написала сама. «Strange Lands» звучит как альбом из высшей лиги американского постбопа. В нем находится место как головокружительным саксофонным соло поверх качающего акустического грува, так и мягкой среднетемповой лирике, когда главное слово берет уже фортепиано. Но каким бы безупречным «Strange Lands» не выглядел по музыкальным параметрам, главное в нем другое. Гловер записала альбом с искренней любовью и тонким пониманием джазовой традиции. Этому невозможно научиться — только почувствовать и услышать.
Александр Аношин



Dan Nicholls
«Mattering and Meaning»
(We Jazz)

SpotifyBandcamp | Apple Music | YouTube Music | Deezer | Яндекс.Музыка

Дэн Николлс — британский пианист и саунд-художник, известный в первую очередь своими яркими коллаборациями с немецким барабанщиком Оливером Штайдле (в рамках группы The Killing Popes) и шведским саксофонистом Отисом Сандшьё (в проекте Y-Otis 2). Однако начинал свой творческий путь Дэн в легендарной лондонской тусовке английских импровизаторов Loop Collective плечом к плечу с Шабакой Хатчингсом и Томом Челленджером (Red Snapper). Хатчингс, к слову, играет на его дебютном альбоме «Ruins», записанном целых восемь лет назад. Второй сольный альбом Николлса одновременно и подхватывает там, где остановился «Ruins», и максимально от него отличается. Альбом целиком записан музыкантом дома, на встроенный диктофон айфона. Николлс наиграл восемь пьес на акустическом фортепиано и щедро наполнил их слоями хрупкой электроники. Музыка одновременно звучит естественно и нереально — будто Дэн подслушал ее, летая во сне внутри облака. С облаками ассоциации самые прямые: их навевают зацикленные мелодические паттерны вкупе с мажорными гаммами. Кажется, что именно такая музыка всегда играет в наших головах при созерцании небесных тел.
Евгений Галочкин (рецензия)



John Zorn
«Nostradamus: The Death of Satan»
(Tzadik)

Apple Music | Amazon Music

John Zorn, Nostradamus The Death of Satan

68-летний фантастически работоспособный Джон Зорн продолжает выдавать на-гора с помощью своего лейбла Tzadik по пять, шесть, а то и больше альбомов различных серий-проектов в год. Правда, в ХХI веке Зорна-саксофониста можно услышать редко. В большинстве случаев он сейчас выступает только как композитор, продюсер и дирижер. В этом качестве он представлен и в проекте Simulacrum, основанном в 2015 году. В его рамках выпущено уже девять альбомов, включая самый свежий, «Nostradamus: The Death of Satan». Ядро Simulacrum изначально составила великолепная троица — органист Джон Медески, гитарист Мэтт Холленберг и ударник Кенни Гроховски. Именно в этом составе и был записан альбом. Учитывая настоящую «дьяволиаду» в названиях альбомов Simulacrum, ожидаешь услышать симбиоз авангардного джаза с одной из разновидностей хэви-метала. Но ничего «сатанинского» тут нет. Разве что стартовая пьеса «Melmoth» подходит под ярлык «авангард» — за четыре с половиной минуты трио выдает чуть ли не с десяток калейдоскопически сменяющих друг друга тем при особо активном участии органа и ударных. А вот в остальных девяти треках звучат густо пропитанные джазом варианты прог-рока и чаще старого доброго хард-рока. 
Л. А. (рецензия)



Orquesta del Tiempo Perdido
«Traantjes»
(Astral Editions)

BandcampApple Music

C испанского Orquesta del Tiempo Perdido можно перевести как «Оркестр затерянного времени» — и это чертовски точное название для нидерландского психоделического биг-бэнда под предводительством слайд-гитариста Йеруна Киммана. Каждая композиция в исполнении этого ансамбля кажется потерянной не только во времени, но и в пространстве. Оркестр как будто играет в зазеркальной реальности — с ходу непонятно, ни в каком жанре, ни на каких инструментах, ни что именно. По формальным признакам кажется, что перед вами фьюжн. На это намекает и чрезвычайно навороченный состав (в выходных данных альбома «Traantjes» указано 22 человека), и обилие синтезаторов и гитар, и некоторые прог-роковые приемы в мелодиях. Однако музыка эта существует совсем далеко от правил фьюжна. Наличие в инструментарии оркестра губных гармошек, ксилофончиков, тамбуринов, цимбал и целых двух слайд-гитар окрашивает музыку в совершенно безумные мультипликационные цвета. Один из самых ярких треков на альбоме — «Dos O Tres Cervezas». В нем смешиваются воедино сразу несколько пестрых мелодий, атонально встроенных в перегруженный грув, из которого то тут, то там, безмерно хохоча, выпрыгивают гудки духовых. Чисто технически в этой композиции, как и во многих других на альбоме, можно различить и афро-кубинский джаз, и французский шансон, и кумбию, и свинг из 20-х. Однако композиторский гений Йеруна смешивает все эти стили в такой густой и пестрый компот, что смысл умничать и вылавливать отдельные компоненты просто теряется.
Е. Г. (рецензия)



Kenny Garrett
«Sounds from the Ancestors»
(Mack Avenue)

SpotifyApple Music | YouTube Music | Deezer | Яндекс.Музыка

Kenny Garrett, Sounds from the Ancestors

Кенни Гарретт принадлежит к поколению «молодых львов», вступивших на джазовую арену в самом начале 80-х. В те годы Гарретт, покинув пульт одного из саксофонистов эллингтоновского оркестра, обратился к сотрудничеству с Артом Блэйки, Фредди Хаббардом, Майлзом Дэвисом и к собственным проектам. За минувшие с тех пор годы «молодой лев» возмужал, заматерел, и сегодня его голос громко звучит во всей «саванне», сиречь в джазовом сообществе. Читатели журнала DownBeat за последние четверть века тринадцать раз называли его альт-саксофонистом года. Так что любая новая работа Кенни Гарретта заслуживает внимания. Не является исключением и альбом «Sounds from the Ancestors», записанный Кенни в формате квинтета с привлечением большого числа гостей — инструменталистов и вокалистов. Уже название намекает на концептуальный характер альбома, и Гарретт это не скрывает: «Изначально концепция альбома состояла в попытке воссоздать те звучания, которые мне запомнились с детства, звучания, поднимающие дух, как «A Love Supreme» Джона Колтрейна, «Amazing Grace» Ареты Франклин, «What’s Going On» Марвина Гэя или духовная церковная музыка. Когда я начал вспоминать их, я понял, что это был дух моих предков». В программу альбома Гарретт вводит композицию «When the Days Were Different», где вокалисты воспроизводят атмосферу соул-музыки Детройта, а в пьесу «Hargrove», посвященную памяти рано ушедшего трубача Роя Харгроува, он вставляет прямую цитату из «A Love Supreme».
Л. А. (рецензия)

Об авторе

Jazzist

Редакция.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии