
Masada — один из главных брендов, созданных саксофонистом, композитором и продюсером Джоном Зорном. Скрестив в первой половине 90-х мотивы еврейской музыки с авангардным джазом, Зорн открыл новое направление и для себя, и для своего окружения. На протяжении тридцати лет он возделывает эту плодородную почву, меняя лишь средства, которые используются для воплощения музыкального материала.
Сегодня коллекция музыки, написанной для Masada, насчитывает 613 пьес, разделенных на три «книги». Началось всё с акустического квартета, который сразу стал заметным явлением не только в узком кругу любителей экспериментов, но и на широкой джазовой сцене. Наследуя звуку квартета Орнетта Коулмана, Джон поменял мелодическую основу и прибавил свободной импровизации. Спустя некоторое время он закрепил успех созданием серии Radical Jewish Culture на своем лейбле Tzadik, где издаются не только соратники Зорна по нью-йоркской сцене, но и музыканты со всего мира. Сам же квартет и его ответвления (Masada String Trio, Bar Kokhba и Electric Masada; с последним Зорн побывал в Москве) в начале нулевых стал снижать активность, записав к тому времени десяток студийных и немало концертных альбомов. В 2008 году он распался окончательно. Потом композитор занимался монументальной серией «Book of Angels», делегируя ее исполнение широкому кругу музыкантов — от нойз-рокеров до джазменов (например, Пэта Метини). В какой-то момент даже казалось, что Джон бросил играть на саксофоне, но история, как известно, любит повторяться, и в 2019 году Зорн неожиданно для всех запустил New Masada Quartet.
Состав поменялся полностью: трубу Дэйва Дугласа заменила гитара Джулиана Лажа, на контрабасе вместо Грега Коэна играет Хорхе Рёдер, за барабаны отвечает не Джоуи Бэрон, а Кенни Уоллесен. Итоговый расклад сил: два ветерана нью-йоркской даунтаун-сцены (Зорн, Уоллесен) и два относительно молодых музыканта (Лаж, Рёдер). Тем самым Зорн создал идеальный баланс между опытом и запалом, умудренностью и энтузиазмом, но эти грани еще нужно было довести до ума. Первый альбом, выпущенный в 2021 году, вызвал скорее интерес, чем восторг; запись казалась скованной, что, возможно, было связано с тревогами ковидной эпохи.
Новый релиз последовал через два года. Группа успела выступить на нескольких фестивалях, оттачивая взаимодействие внутри рамок, установленных композитором: Зорн контролирует музыкантов, подчиняя себе музыку, но вместе с тем дает партнерам свободу самовыражения. Материал всё так же мелодичен, а поклонникам со стажем будет приятно сравнить новые версии с классическими. Основная изюминка — электрогитара, дающая гармоническую основу, чего раньше в квартете не было. Надо отдать должное Джулиану Лажу, который прочно застолбил гитаре место в саунде группы. Достаточно послушать, как уверенно он играет сёрф в противовес фри-джазу в композиции «Jair», чтобы понять, почему Зорн позвал его в коллектив. Хорхе Рёдер, как и подобает высококлассному басисту, может быть не слишком заметен в музыкальной канве, но благодаря ему фундамент создан что надо. Игра Кенни Уоллесена крайне разнообразна и насыщена нюансами, которых с каждым новым прослушиванием обнаруживается всё больше. Сам же Джон Зорн показывает, что в свои 69 лет он сохраняет отличную форму.
Конечно, новый квартет играет на ностальгических чувствах фанатов Зорна, жаждущих окунуться в прошлое. И всё-таки альбом «New Masada Quartet, Vol. 2» — это не искусственное воскрешение старого бренда, а возможность для Джона переосмыслить собственное наследие и в то же время привлечь новых слушателей к группе, которая полна сил и желания играть.