MultiTraction Orchestra
«Reactor One»
(Superpang, 2023)

Корни этого проекта уходят в недоброй памяти ковидный 2020 год. Тогда многие музыканты, оказавшись в вынужденном затворничестве на время локдауна, пробовали сочинять музыку, записывать ее в домашних условиях и выкладывать в Сеть. Некоторые пошли еще дальше, используя интернет для создания и записи музыки целыми ансамблями, где каждый из участников такого виртуального коллектива писал свою партию дома, будь он на соседней улице, в другой стране и даже на другом континенте. Гитарист и композитор Алекс Рот особенно преуспел в таких экспериментах. Всемогущая Сеть дала ему возможность собрать внушительную виртуальную команду из 27 музыкантов, живущих в пятнадцати разных городах и восьми разных странах, которая под названием MultiTraction Orchestra создала десятиминутный сингл «emerge entangled». Рот выложил его в интернет в мае 2020 года, и радиостанции во всём мире с воодушевлением крутили сингл под восторги прессы, увидевшей в MultiTraction Orchestra вдохновляющий пример выживания искусства в условиях пандемии.

Успех «emerge entangled» подтолкнул Рота к решению о дальнейшей разработке идеи, и сетевой проект MultiTraction Orchestra продолжил свое существование по той же схеме. Алекс сузил состав до септета, с которым и начал работать над созданием полноценного альбома. Результатом почти двухлетней тщательной подготовки стал дебютный альбом MultiTraction Orchestra под названием «Reactor One», появившийся в начале апреля 2023 года. Но рассказ об этой работе стоит предварить несколько более подробной информацией о самом Алексе.

Алекс Рот родился в Детройте (США), но рос и формировался как музыкант на другой стороне Атлантики, в Лондоне. Сейчас он живет и работает в польском Кракове. Когда просматриваешь список его работ и коллабораций, заметно, что все они связаны не с «исторической родиной», а именно с Европой. Рот тяготеет к экспериментальному авангарду и синтезу разных видов искусств. Он сотрудничал с Джоном Бутчером, Савиной Яннату, Арве Хенриксеном, Миколаем Тжаской, Ольгой Швайгер. В Польше он возглавляет импровизационное трио, куда входят такие видные польские авангардисты, как Вацлав Зимпел и Хуберт Землер. Рот часто работает с поэтами, хореографами, художниками, скульпторами, кино- и театральными режиссерами. Он ставил мультимедийные шоу с ансамблем радикальной сефардской музыки Sefiroth. Словом, это человек, просто созданный для экспериментов, каковым и стал проект MultiTraction Orchestra.

К работе над альбомом он привлек своего бывшего партнера, норвежского трубача Арве Хенриксена, опытнейшего 55-летнего музыканта, известного по участию в ансамбле Supersilent и сотрудничеству с такими известными соотечественниками, как Нильс Петтер Мольвер, Терье Рюпдаль и Миша Альперин, который последние годы жизни провел в Норвегии. Хенриксен, записывавшийся в том числе и на ЕСМ, знаменит своим специфическим саундом, когда труба зачастую поет «не своим голосом». Остальных участников септета Рот нашел на Британских островах, и среди них есть такие яркие личности, как саксофонист Джеймс Оллсопп, виолончелистка Кейт Эллис, возглавляющая ведущий ирландский новоджазовый коллектив Crash Ensemble, и авангардный арфист (бывают и такие!) Родри Дэвис. Все эти музыканты привержены свободной импровизационной музыке, что они и доказывают в шести треках — частях программы «Reactor One».

Собственно, совместно сочиненной и записанной каждым участником музыки набралось на несколько часов звучания, и уже организатор проекта Рот отобрал и выстроил из этого материала получасовую программу альбома. Надо отдать ему должное: каждая из шести частей «Reactor One» хороша по-своему (мой персональный фаворит — «Reactor One, Part IV»). Практически везде музыканты стремятся расширить сонористические возможности своих инструментов. Лидером в этой сфере можно предсказуемо назвать Хенриксена, но и Эллис, и Дэвис существенно меняют представления о звучании виолончели и арфы. Сам Рот в качестве гитариста выглядит на удивление скромно, перенеся в этом альбоме акцент на работу с синтезаторами. Впрочем, не будем забывать, что именно он был главной движущей силой этого необычного проекта, настоящего детища ХХI века.


Слушать на Bandcamp | YouTube | YouTube Music

Об авторе

Леонид Аускерн

Джазовый и рок-обозреватель с многолетним стажем. Постоянный автор журнала «Jazz-Квадрат» (Минск, 1997–2009). После прекращения печатного издания ведет сайт jazzquad.ru.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии