Прошлым летом, когда Jazzist готовил путеводитель по каталогу лейбла Far Out Recordings, его хозяин Джо Дэвис рассказывал о готовящихся релизах и с особенной теплотой отмечал никогда раньше не издававшуюся запись бразильской певицы Жойси Морену, сделанную еще в конце 70-х. Теперь, спустя сорок пять лет с момента создания, альбом наконец увидел свет — и не остается ничего другого, как признать, что это настоящий шедевр.
Звезда Жойси, девушки из Ипанемы, взошла еще в конце 60-х. Студентка, изучавшая журналистику в Рио, оказалась в эпицентре поднимавшейся на пик популярности босса-новы. Ее старший брат дружил с музыкантами, определявшими тогда это новое звучание; многие собирались у них дома. Записав несколько альбомов, к началу 70-х Жойси добилась внушительного успеха в Бразилии: сам Антонио Карлос Жобим причислял ее к величайшим музыкантам страны. Но по уровню международного признания она далеко отставала от гремевших тогда по всему миру Аструд Жилберту или Сержио Мендеса. Всё могло поменяться с помощью немецкого продюсера, композитора и дирижера Клауса Огермана, с которым Жойси познакомилась в Нью-Йорке во второй половине 70-х.
Огерман сыграл важную роль в популяризации бразильской музыки в Европе и США: он писал аранжировки Жобиму, Жилберту и другим звездам бразильской и латиноамериканской сцены, продюсировал их музыку для лейблов вроде CTI и MPS. Кроме этого, он был тесно знаком и работал со Стэном Гетцем, Билли Холидэй, Фредди Хаббардом, Джорджом Бенсоном, а эти связи могли стать решающими для продвижения нового имени на мировой рынок.
Огерман взялся продюсировать альбом Жойси «Natureza», который и был записан в студии лейбла Columbia в Нью-Йорке в 1977 году. За ритм-гитару и мужской вокал на всех треках отвечал Маурисиу Маэстру, на перкуссии были Нана Васконселуc и будущий муж Жойси Тутти Морену. На саксофоне играл опытнейший Майкл Брекер, на флейте — Джо Фарелл, известный работой с Чиком Кориа, на контрабасе — постоянный участник Mwandishi Sextet Херби Хэнкока Бастер Уильямс. Жойси очень хотела, чтобы за партии клавишных на альбоме взялся Билл Эванс, но в итоге Огерман предпочел менее звездного Уоррена Бернхардта. Как бы то ни было, команда сложилось интереснейшая: с одной стороны — молодые хиппи-романтики из Бразилии, с другой — многоопытные американские джазмены и прагматичный немецкий гений Клаус Огерман.
Сначала у Огермана были далекоидущие планы относительно Жойси. Он был очень доволен записью, собирался довести ее до совершенства и найти подходящий лейбл. Обсуждалось даже создание англоязычной версии альбома, чему певица, по ее словам, была совсем не рада. Вернувшись в Бразилию, Жойси забеременела третьим ребенком и уже не могла покидать дом. Обсуждения будущей судьбы альбома и различных музыкальных нюансов продолжались, но дальше разговоров дело не продвинулось. Бум на бразильскую музыку постепенно сходил на нет, уступая место диско и нью-вейву, а Огерман так и не нашел, кого заинтересовать новой бразильской звездой. Момент был упущен. Запись «Natureza» осталась лежать в архиве. Время шло, постепенно контакты с Огерманом прекратились. К своей протеже продюсер так и не вернулся, а в 2016-м его не стало.
Морену тем временем продолжила свою карьеру на родине. В 1980 году вышел ее альбом «Feminina» — заглавный трек с него был записан именно во время сессий к «Natureza» и стал большим хитом. Постепенно к ней пришло и международное признание. Она выступала в Европе, Японии, а в 1985-м даже представляла Бразилию на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве. А что касается «Natureza», то альбом превратился во что-то наподобие городской легенды. По признанию Жойси, многие просто не верили, что подобная запись с первостатейными американскими джазовыми музыкантами могла существовать. И только сейчас у нас появился шанс ее услышать.
«Natureza» открывается великолепной одиннадцатиминутной версией песни «Feminina». Вспоминая сессию, в ходе которой был записан трек, Жойси говорит, что она и ее музыканты поймали какое-то особенное вдохновение и просто не могли остановиться, чтобы поставить точку, поэтому номер и получился таким длинным. Удивительно хороша огненная самба «Moreno», пламенное признание Жойси в любви Тутти Морену, который «знает все ритмы». Еще один выдающийся номер на альбоме — лирическая вещь «Descompassadamente», полная семидесятнической психоделии, отменного джазового вокала и пасторальной бразильской этники. Во многом этим же настроением проникнуты медленная босса-нова «Mistérios», украшенная вибрафоном Майка Майниери и флейтой Джо Фарелла, и выполненный в лучших традициях Жоржи Бена и Артура Верокая философский спиричуэл «Ciclo Da Vida» со смус-джазовым соло на саксофоне.
Почему пластинка пролежала на полке все эти годы? Загадка. Подобные записи, казалось бы, существуют вне времени, вне конъюнктуры. Несправедливо, что альбом, который должен был стать для Жойси прорывом, принести ей коммерческий успех и поставить ее имя в один ряд с самими известными бразильскими исполнителями в мире, вместо этого так долго пылился в архивах. «Natureza» — лучшая бразильская пластинка 2022 года, и неважно, с чем ее сравнивать — с переизданиями или новыми релизами. В состязании с такой музыкой у времени шансов нет.
Слушать на Apple Music | Spotify | YouTube
Спасибо!