Pat Metheny
«MoonDial»
(BMG, 2024)

Хочется сравнить Пэта Метини с садовником-селекционером, терпеливо и настойчиво работающим над выведением новых сортов, скажем, яблок, которые отличаются от существующих размером, цветом, вкусом или, например, особой морозоустойчивостью. Такое, возможно, несколько экстравагантное сравнение, родилось у меня в связи с историей создания альбома «MoonDial», рассказанной самим Пэтом на его сайте.

Еще в детстве, прошедшем в городке Саммит Ли в Миссури, его поразил сосед, показавший мальчику способ игры на баритоновой гитаре, когда две средние струны поднимают на октаву выше, а остальные струны настраивают на четверть или пятую часть тона ниже стандартного положения. Много позже, уже получив заслуженную известность, Метини записал два сольных альбома с использованием баритоновой гитары — «One Quiet Night» (2003) и основную часть альбома «What’s It All About» (2011). «MoonDial» — его третий альбом такого типа.

В данном случае он играл на инструменте, специально изготовленном под заказ известным мастером из Канады Линдой Манцер. К ней Метини обращается не первый раз: именно Линда Манцер изготовила для Пэта уникальную сорокадвухструнную гитару с тремя грифами, получившую название Pikasso. Но это еще не всё. На предыдущих «баритоновых» сольниках Метини играл на гитаре со стальными струнами, что теперь перестало его удовлетворять. Устраивающие маэстро нейлоновые струны, дающие звук уже решительно не похожий на звучание банджо, Пэт смог найти только у одной аргентинской фирмы. Новый инструмент с новыми струнами пришелся ему по душе. Как пишет сам Метини, «пальцы вдруг получили совершенно новую палитру звуков». Отправляясь в большой концертный тур, Пэт взял с собой и новую гитару. Сначала он исполнял с ее помощью только одну пьесу, потом две, потом играл на баритоновом инструменте уже 20–25 минут. После пятидесяти концертов в туре возник небольшой перерыв. Воспользовавшись им, Метини незамедлительно отправился в студию. Так родился «MoonDial».

Программу альбома открыла титульная пьеса, всего же в альбом вошло тринадцать треков, если учитывать короткий финальный «MoonDial (Epilogue)». Метини часто включает в свои работы несколько каверов. Не стал исключением и новый альбом, где они составили фактически половину программы. Пэт постарался подобрать композиции с выраженным мелодическим началом, которые в его интерпретации соответствовали бы общему лирическому настроению альбома. Таковыми стали «You’re Everything» Чика Кориа, «Here, There and Everywhere» Леннона и Маккартни, традиционная ирландская тема «Londonderry Air/Danny Boy», «Everything Happens to Me/Somewhere», построенная на одной из тем Леонарда Бернстайна из «Вестсайдской истории», и две ставших джазовыми стандартами темы из кинолент 50-х годов — «My Love and и «Angel Eyes».

Из собственных композиций Метини я бы выше других поставил «MoonDial», из каверов — «My Love and . Но это личные впечатления. А бесспорной, на мой взгляд, является исключительно теплая, где-то даже расслабляющая атмосфера альбома и звучание нового инструмента Метини, буквально ласкающее ухо. Уже на уровне подсознания, так сказать, вторым планом воспринимаешь тот факт, что за этой красотой стоит выдающееся мастерство гитариста и композитора. Кстати, оба предыдущих сольных альбома Пэта Метини с баритоновой гитарой получили «Грэмми», правда, в категории «нью-эйдж». Что ж, джаза в традиционном понимании мало и на «MoonDial». Тем не менее этот альбом, на мой взгляд, также заслуживает как минимум номинации на «Грэмми» — возможно, в категории «эмбиент».


Об авторе

Леонид Аускерн

Джазовый и рок-обозреватель с многолетним стажем. Постоянный автор журнала «Jazz-Квадрат» (Минск, 1997–2009). После прекращения печатного издания ведет сайт jazzquad.ru.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии