«Diatom Ribbons» — так назывался альбом 2019 года канадской пианистки Крис Дэвис, ставший важным шагом в ее карьере и положивший начало новому ансамблю. В январе 2018-го Крис была резидентом клуба The Stone, и именно там стартовало сотрудничество с Терри Лин Кэррингтон на ударных и Вэл Джинти, играющей на виниловых проигрывателях. Для студийного альбома состав разросся: Дэвис привлекла к записи музыкантов, с которым пересекалась раньше. С гитарами помогли Джулиан Лаж, Марк Рибо и Нельс Клайн, с контрабасом — Тревор Данн, с вибрафоном — Чес Смит, в паре номеров спела Эсперанса Сполдинг, а Тони Мэлаби и Джей Ди Аллен играли на саксофонах. Пожалуй, это настоящий дрим-тим нью-йоркской джазовой сцены! Хотя и с оговоркой: на альбоме они не играют вместе, а лишь дают нужные краски в композициях Дэвис, будь то дуэт или секстет.
Позже группа стала постоянной, ее образовали исходное трио (Крис Дэвис, Терри Лин Кэррингтон, Вэл Джинти), Тревор Данн и Джулиан Лаж. Именно в таком составе музыканты провели в 2022 году резиденцию в легендарном клубе The Village Vanguard, записав за два вечера двойной концертный альбом. Здесь одиннадцать вещей, из которых Крис Дэвис выстраивает цельное повествование и в процессе неспешно подсвечивает музыкальное наследие, которое так или иначе повлияло на ее композиторские и исполнительские навыки.
Открывает альбом среднетемповая «Alice in The Congo» авторства Рональда Шэннона Джексона. Она сразу погружает слушателя в размеренный ритм, сдобренный скрэтчами и обрывками фраз с вертушек. Играет соло Джулиан Лаж. К середине квинтет начинает «разваливать» пьесу, поднимая темп и градус экспрессии. Это современный джаз, свободный в тех рамках, которые определил композитор — или аранжировщик, как в нашем случае. На этом моменте есть риск вынести вердикт альбому слишком быстро. Мелькает мысль: что ж, это просто лайв, главная особенность которого в том, что он записан в цитадели джаза.
Но следующим же треком «Nine Hats» Дэвис сообщает: нет, настолько очевидно и банально не будет. Материалом для пьесы служат мелодии знаменитого саксофониста Эрика Долфи и, что неожиданно, Конлона Нанкэрроу, американского композитора, сочинявшего музыку для механических инструментов. Дэвис тут садится за синтезатор. Абстрактная электроника с мягким звуком окутывает слушателя и заставляет забыть, что играет джазовый состав. Балладная «The Dancer» Джери Аллен добавляет меланхолии. Не лишним будет упомянуть, что Дэвис впервые познакомилась с Терри Лин Кэррингтон и Эсперансой Сполдинг именно на концертах памяти Джери Аллен, выдающейся пианистки, умершей в 2017 году. Так что эта пьеса — очевидная дань уважения женщине, нечаянно вдохновившей создание «Diatom Ribbons».
Собственные композиции Дэвис начинаются с трека «VW», где ансамбль подыгрывает записи речи Сан Ра. Использование споукен-ворд необычно в данном контексте, но к этому моменту уже понятно, что Крис старается выйти за привычные рамки, в первую очередь собственные, насколько это возможно. «Dolores» на альбоме встречается дважды; это композиция Уэйна Шортера, впервые записанная в 1967-м для квинтета Майлза Дэвиса, и, кажется, единственная вещь, где совсем не слышно электронику Вэл Джинти, которая полностью отдает пространство инструменталистам. Свое мастерство в соло демонстрируют Лаж и Дэвис. Завершает первый диск «Bird Suite: Part 1, Kingfisher» с отрывистыми перекличками в середине — явная отсылка к свободной импровизации. Хоть Дэвис и не специализируется на этой музыке, но как тут не вспомнить ее работы с Кеном Вандермарком или Ингрид Лауброк.
Начинается «второе отделение». Звучит пьеса «Endless Columns», поначалу эмбиентно-импровизационная. Эти корни в музыке Дэвис проявляются не слишком часто, но при желании их можно обнаружить на двух ее сольных альбомах. Во второй половине композиции всё же начинает работу ритм-секция, разрабатывая еще одну небыструю мелодию. Продолжается птичья сюита — «Bird Suite, Part 2: Bird Call Blues». Кто главный ценитель пения птиц? Крис не спрашивает, а прямо говорит: Оливье Мессиан, французский композитор-авангардист. Его голос используется здесь наравне с голосом замечательного пианиста Пола Блея. Последний известен своей лиричностью, и Крис немало у него почерпнула: на этом альбоме становится очевидно, что ей близки медленные и вдумчивые сочинения. Еще один голос в следующей композиции «Bird Suite, Part 3: Parasitic Hunter» принадлежит авангардному композитору Карлхайнцу Штокхаузену: это фрагменты его лекции про интуитивную музыку. В следующей, «Brainfeel», надо отметить внимательную игру Терри Лин Кэррингтон на тарелках. Под занавес нас ждет еще одна вариация шортеровской «Dolores». Непривычно отсутствие в ней духовых, но версия отличная.
Этим релизом Крис Дэвис показала свой музыкальный багаж и приоткрыла темы, над которыми она сейчас размышляет. Конечно, джазу в ее мыслях отведена немалая роль, и его она играет прекрасно. Маленькая ремарка: в 2023 году Дэвис получила свою первую статуэтку «Грэмми» как участница квинтета с Кэррингтон, трубачом Николасом Пэйтоном, ударником Мэттью Стивенсом и контрабасисткой Линдой Мэй Хан О за альбом «New Standards, Vol. 1». Но в ее сердце далеко не один лишь джаз. Крис Дэвис черпает вдохновение в композиторской музыке и предельно аккуратно внедряет эти идеи в джазовые идиомы, бережно относясь к обоим видам музыки. В ее работе заметно возросла доля электроники, причем не только за счет вертушек. Сама Крис использует небольшой, но функциональный синтезатор Arturia Microfreak. Не исключено, что электроника в работах займет место на равных с джазом и авангардом, и музыка Дэвис станет еще насыщеннее и заковыристее.