Мэри Халворсон — частый гость на страницах «Джазиста». Одна из самых звездных молодых американских джаз-музыкантов, она часто выпускает альбомы или участвует в записи пластинок, которые требуют своевременной оценки и суждения. На этом сайте вы могли читать тексты о работе Халворсон в рамках авант-джаз-рокового трио Thumbscrew, о ее полноформатном дуэте с Сильви Курвуазье, о проекте Code Girl и о предыдущих двух дисках гитаристки, объединенных в один большой релиз — «Belladonna», где Халворсон играет со струнным квартетом, и «Amaryllis», музыке для одноименного секстета с ее участием.
«Cloudward» — второй альбом всё того же секстета, в состав которого, помимо Халворсон, входят Патриша Бреннан (вибрафон), Адам О’Фэррилл (труба), Джейкоб Гарчик (тромбон), Ник Дантсон (контрабас) и Томас Фудживара (ударные). На треке «Incarnadine» секстет превращается в септет: к музыкантам присоединяется не кто-нибудь, а легенда американского авангарда Лори Андерсон, играющая на скрипке.
Всё это заслуженные музыканты, многие из которых не раз упоминались на джазистовых страницах. Они обладают очень узнаваемой манерой игры, своим собственным языком музыкального изъяснения. Бреннан понимает вибрафон как инструмент, оперирующий не только нотами, но и эхом; О’Фэррилл — трубач-марафонец, выводящий длинные рапсодические вариации на заданные мелодии при каждом удобном случае; Фудживара узнается очень характерным гиперактивным звучанием ударных и орнаментовкой; и так далее. Их голосам Халворсон в композициях для ансамбля дает раскрыться на полную мощь, позволяя музыкантам часто брать на себя длинные соло, но при этом аккуратно вписывает индивидуальные особенности игры своих соратников в очень специфическую авторскую музыку.
Халворсон часто называла среди своих главных влияний Роберта Уайатта — британского вокалиста и композитора, известного яркими и парадоксальными песнями. Общая фактура музыки Халворсон и правда заставляет вспомнить творчество Уайатта: задумчивые мелодии, неспешный ритм, атмосфера отстраненности. Но насыщенная эфиром музыка Уайатта часто словно витает в облаках. А в композициях Халворсон чувствуется любовь к движению и контрастам больших городов или загородного американского ландшафта, где маленькие городки сменяются длинными отрезками зеленых пейзажей. Ее музыка постоянно куда-то движется, пусть часто и не очень быстро.
Именно сочетание очень не типичного для американского джаза композиторского почерка и недюжинного мастерства музыкантов позволяет «Cloudward» произвести на слушателя мощное первое впечатление. Особенно сильным оно будет, если вы слушаете много современного джаза в принципе — просто потому, что никто, кроме Халворсон, так не звучит. Броская стилистическая оригинальность — это главный ее козырь как автора и бэндлидера.
Но первые впечатления, увы, в данном случае оказываются самыми лучшими. «Cloudward» — из той музыки, в которой находишь всё больше и больше недостатков по ходу следующих прослушиваний. В отличие от многих других работ Халворсон, этот альбом в итоге кажется каким-то недодуманным, недоделанным, недокрученным. К композиторским уловкам быстро привыкаешь: скажем, половина пьес на «Cloudward» начинается с дуэтов двух инструментов, задающих основные темы. Из последовательностей соло и дуэтов не выстраиваются законченные истории, а получаются какие-то обрывки разговоров. В конце концов, сами по себе мелодии Халворсон на «Cloudward» редко получают осмысленное развитие. Скорее даже тут присутствуют намеки на мелодии, но нет общего их разрешения.
Это не значит, что пластинка получилась плохая, напрасная или неинтересная. Если вам достаточно общего подхода Халворсон к сочинению и организации музыки, если вам нравится ее общее видение, то вы, несомненно, останетесь довольны. Но если хочется убедительных, глубоких, интересных композиций, не построенных на одних и тех же приемах, то, кажется, лучше переслушать «Amaryllis» или даже вообще «Away with You», альбом 2016 года, остающийся пока что лучшей работой Халворсон в жанре инструментальной музыки для ансамбля.