30 октября у московской группы LRK Trio вышел новый альбом “Memory Moment” — главный российский джазовый альбом осени, а может, и года. При этом «главным» его делают даже не уровень внимания или условный социальный резонанс, хотя вряд ли в России найдется еще один джазовый коллектив, чей альбом в день премьеры прозвучит на радио и будет разобран до деталей в рецензиях и интервью.
Во-первых, LRK Trio — одна из немногих инструментальных групп, которые сумели создать законченный образ лирического героя. Это житель постсоветского мегаполиса с мечтами, надеждами, страхами и неизменным чувством одиночества, которому одинаково отзовутся и холодное минимал-техно (см. композицию “Run” с отсылками к Рикардо Виллалобосу), и щемящие голоса детского хора «Алёнушка» (фрагмент использован в композиции “Through the Winter”).
Во-вторых, пианист Евгений Лебедев, басист Антон Ревнюк и барабанщик Игнат Кравцов последовательны в развитии художественных и музыкальных тем. Каждый новый альбом LRK связан с предыдущим, и “Memory Moment” вместе с пластинками “If You Have a Dream” (2017) и “Urban Dreamer” (2018) стоит рассматривать как часть «городской» трилогии. Это не абстрактное умозаключение: к примеру, заглавная композиция “Memory Moment” связана с центральными композициями предыдущих альбомов, а «традиционная» пьеса «Петрушка» встраивается в один ряд с «Небылицей» и «Плясовой» (обе — с “If You Have a Dream”). Музыка LRK Trio тоже развивается поступательно: “Memory Moment” по-прежнему сохраняет связь и с «народничеством», и с линией русской классической музыки, но при этом отчетливо смещается в электрическую сторону.
В-третьих, LRK тонко понимают и чувствуют особенности формата фортепианного трио и умеют обыгрывать связанные с этим стереотипы. Кажется, так же свободно мыслили только распавшиеся в этом году Phronesis. Новое поколение пиано-трио (от GoGo Penguin до длинного хвоста скандинавов) строит свой саунд вокруг бесконечных фортепианных переливов, а потому крутится в колесе самоповторов. Участники LRK Trio, напротив, постоянно меняются ролями, смещая акценты с одного инструмента на другой, и, например, запросто выводят на передний край басовую партию в “Evening”.
В-четвертых, творческий метод LRK Trio — пособие по тому, как создавать «новую импровизационную музыку» (англоязычный эквивалент — modern creative). Импровизация здесь понимается как способ сочинительства путем коллективного поиска и отработки возникающих в процессе «музыкального брейншторминга» новых идей. Так, например, как бы впроброс предложенные Антоном Ревнюком басовые партии после переосмысления стали центральной осью альбома (“If” — “To” — “Return”). При этом в студию группа приходит уже с написанным материалом и не допускает отклонений. В этом плане LRK Trio — педанты, для которых импровизация — это свобода творческого процесса, но никак не хаос внезапных случайностей.
В-пятых, «джаз» в мире LRK Trio понимается не как набор идиом, а как способ мышления и обмена информацией. Поэтому музыка LRK Trio так гибка и насыщенна кросс-жанровыми гиперссылками, будь то мат-рок, академическая музыка или электроника.
При этом, слушая зрелый и записанный на топ-уровне альбом, не стоит забывать, что группа создавала, продюсировала и финансировала его своими силами. В условиях незрелой российской джазовой инфраструктуры LRK Trio решили полагаться только на самих себя и достигли мирового уровня. Теперь настал наш, слушательский, черед запечатлеть этот восхитительный момент в своей памяти.