Organic Pulse Ensemble «A Thousand Hands» (2 Headed Deer, 2023) | Джазист | Рецензии

Organic Pulse Ensemble
«A Thousand Hands»
(2 Headed Deer, 2023)

«A Thousand Hands», то есть «Тысяча рук», — новая работа шведского человека-оркестра Густава Хорней, выпускающего музыку под псевдонимом Organic Pulse Ensemble. Альбом стал третьим лонгплеем относительно молодого музыканта.

Непросто поверить, что эта музыка исполнена и записана одним человеком: первое прослушивание рисует в воображении ансамбль, состоящий как минимум из десятка исполнителей. Но талантливый мультиинструменталист и экспериментатор Хорней действительно создает свою музыку в полном одиночестве. Здесь он играет на флейтах, саксофонах, трубе, гитаре, акустическом и электрическом басу, клавишных и разнообразной перкуссии, ему же принадлежат вокальные партии. Участие технологий в этом процессе практически незаметно, и новая работа Organic Pulse Ensemble звучит как настоянная на африканских и ближневосточных традициях классика модального и спиричуэл-джаза 60–70-х.

Вышла пластинка на небольшом испанском лейбле 2 Headed Deer. В конце прошлого года здесь увидел свет «Momentum» — свежий инструментальный альбом русского эстонца Миши Панфилова. Испанцы также издали монументальный и доступный только на виниле альбом спиричуэл-биг-бэнда Ka Safar из английского Лестера и лонгплей проекта Oiro Pena, за которым скрывается финский саксофонист и адепт спиричуэл-фолка Антти Ваухконен.

«A Thousand Hands» открывается композицией «For All the Other Places», где Хорней использует цитру. Древний инструмент прекрасно создает задумчивую интонацию, а то, как цитра взаимодействует с флейтой и другими духовыми, заслуживает отдельных восторгов. «The Damn Thing» построена вокруг идеального афробитового грува. Что-то похожее звучит на недавних «африканских» записях Джими Тенора, а светлые интонации мелодии заставят вспомнить классику эфио-джаза или ганского хайлайфа. 

Композиция «7 Outta 8», исполненная, как понятно из названия, в размере семь восьмых, стартует как потенциальный саундтрек к воображаемому хоррор-фильму: перкуссия нагнетает атмосферу, но флейта и духовые переводят настроение в сторону эстетского блэксплотейшена. Этим же густым, дымным настроением наполнен и лаконичный трек «Dimma» («туман» в переводе со шведского) — одна из лучших композиций альбома. Отдельный успех — это, конечно, десятиминутный заглавный трек, который должен была войти еще в первый лонгплей Хорней «Transcending the Sum», но пролежал в столе больше пяти лет. 

В психоделическом номере под названием «Searching for the Sushi» музыкант добавляет к инструментарию еще и щебет птиц. Комментируя эту вещь на обложке альбома, Хорней признается, что он часто приобретает новый инструмент и сразу же приступает к записи, еще толком не успев освоить новую игрушку и понять, как она должна звучать на самом деле. Позже он отошел от подобной практики, но его музыка стала гораздо более отшлифованной, теряя при этом свою «сырую» прелесть. Теперь музыкант стремится вернуть элемент спонтанности, сознательно сохраняя собственные ошибки и шероховатости в игре. Это отлично работает, ни на секунду, однако, не отменяя исполнительского мастерства Хорней.

«A Thousand Hands» звучит как идеальная фри-джазовая импровизация, случившаяся полвека назад в маленькой студии где-нибудь в Аддис-Абебе, Аккре или Чикаго. Не скрывая источников вдохновения, музыкант талантливо придумывает собственную мини-вселенную, изучать которую с каждым новым прослушиванием становится всё интереснее.


Об авторе

Илья Рассказов

Музыкальный журналист, диджей и радиоведущий, основатель проекта Headz.FM. Автор Telegram-канала Headz.FM.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии