Splitter Orchester
«splitter music»
(Hyperdelia, 2024)

В 2010-м в Берлине появился Splitter Orchester, состоящий преимущественно из представителей современной импровизационной музыки. В некотором смысле коллектив стал квинтэссенцией того, что называется Echtzeitmusik — берлинского сообщества, зародившегося в середине 90-х как противовес классическому фри-импрову. Эти музыканты отказывались от шумного потока эмоций и играли тихую, слоистую музыку, сконцентрированную на текстурно-сонорных особенностях инструментов. С течением времени Echtzeitmusik расширялось, включая в себя разные направления и жанры.

Поначалу Splitter Orchester позиционировал себя как коллектив исполнителей-композиторов, а не просто импровизаторов. Альбомы они не выпускали достаточно долго — лишь в 2016 году на лейбле Mikroton вышел «Creative Construction Set» с пьесой американского композитора и тромбониста Джорджа Льюиса. Там же в 2018-м состоялся релиз «Frozen Orchestra (Splitter)», сделанный совместно с берлинским квартетом The Pitch. И вот в 2024-м Splitter Orchester добрался до того, чтобы издать массивный трехдисковый альбом с собственной музыкой.

В оркестре нет лидера, а потому это не только музыкальный, но и социальный эксперимент с идеей прямых демократических процессов внутри коллектива. Задаваясь вопросами о роли композитора и исполнителя и ставя под сомнение традиционную иерархию, Splitter Orchester пытается найти стратегии взаимодействия большого количества музыкантов без каких-либо заранее определенных структур. Более двадцати импровизирующих музыкантов — это непросто, и в любой момент времени хрупкая ткань музыкального повествования находится под угрозой — если не провала, то как минимум нарушения общего вектора развития.

«Vortex», первый диск альбома, — запись коллективной импровизации в помещении бывшего крематория. Музыканты располагались на балконе, а публика находилась внизу. Здесь слышно множество элементов из набора современного импровизатора: это и дроуновые гуделки, и редукционизм, и свободная импровизация, а под конец даже мечтательная поступь эмбиента. Берлинская сцена впитала в себя множество музыкальных направлений, и оркестр наглядно демонстрирует это. Само собой, музыка такого большого ансамбля многослойна, но каждый музыкант старается не сыграть слишком много, и это тоже не так просто для исполнителя.

Второй диск, «Imagine Splitter», — концептуальный, он сделан во время пандемии. Двадцать два музыканта записали сольные треки, воображая, что играют вместе. Идея эта не нова — можно вспомнить хотя бы релиз большого электроакустического состава Mimeo «Sight» или импров-оркестра Splinter Orchestra (не путать со Splitter Orchester!) «Efforts». Поскольку инструменты записывались отдельно друг от друга, «Imagine Splitter» звучит довольно сухо, и оркестр кажется более неповоротливым, массивным. Деталей будто становится больше, ведь музыканты лишены возможности играть друг с другом вживую, поэтому при сведении нет необходимости воссоздавать мимолетные нюансы их взаимодействия, что-то при этом теряя. Так или иначе, это прекрасная возможность услышать Splitter Orchester «под микроскопом».

Заключительный диск, «PAS», — первое выступление оркестра на открытом воздухе. Состоялось оно в августе 2020 года в районе Моабит на берегу Шпрее под окнами концертного зала Petersburg Art Space. Слушатели располагались на другом берегу, в полной мере получая звуковые впечатления всего окружающего звука — как от музыки, так и от пробегающих собак, течения реки, кряканья уток и так далее. Вторгаясь в этот контекст, музыканты то осторожничают и прислушиваются, то берут инициативу в свои руки, словно подчиняя себе все окружающие звуки. Выступление длится почти восемьдесят минут, а музыкальная ткань получается шершавой, иногда даже рваной. Позволяя себе больше, чем в помещении, Splitter Orchester в определенной степени показывает свои корни — неидиоматическую импровизацию и британский импров 70-х.

Опыт первых десяти лет существования Splitter Orchester, представленный на этом альбоме, ставит вопрос о том, как подход к одному и тому же материалу зависит от места и ситуации. «splitter music» оказывается интереснейшим документом работы большого ансамбля, который не просто собирается от случая к случаю, но работает более-менее регулярно и в разных обстоятельствах.


Слушать на Bandcamp | YouTube | YouTube Music | Spotify

Об авторе

Илья Белоруков

Импровизатор, композитор, звукорежиссёр, один из владельцев лейбла Intonema, рецензент. Автор Telegram-канала Musicworm. Музыка на Bandcamp: Ilia Belorukov.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии