Milton Nascimento & Esperanza Spalding
«Milton + esperanza»
(Concord, 2024)

Мне показалось, что в самой идее проекта «Milton + esperanza» изначально присутствовала определенная интрига. Судите сами. С одной стороны — бразильский певец, гитарист и композитор Милтон Насименту, работавший со многими джазовыми (Херби Хэнкок, Уэйн Шортер, Пэт Метини) и не джазовыми (Пол Саймон, Питер Гэбриел, Duran Duran) музыкантами мирового класса, но при этом в первую очередь патриарх (он родился в 1942 году) и мегазвезда бразильской поп-музыки, которую часто именуют специальным термином MPB (música popular brasileira). С другой стороны — годящаяся ему во внучки американская басистка, певица и композитор Эсперанса Сполдинг, большая поклонница бразильской музыки, которая специально ездила в Бразилию изучать португальский язык и поет на нем наравне с английским, но при этом известна главным образом как звезда (тут от приставки «мега» всё же воздержусь) именно джаза с восемью альбомами в личной дискографии, каждый из которых становился событием. Эсперанса — пятикратный лауреат «Грэмми» и одиннадцатикратный номинант на эту премию. Сполдинг с юных лет восхищалась голосом Насименту, а познакомилась и подружилась с ним полтора десятка лет назад благодаря Херби Хэнкоку. Еще в 2010 году она пригласила Милтона в качестве гостя на свой альбом «Chamber Music Society».

Совместный альбом двух таких ярких музыкантов — это, безусловно, тоже событие. Интрига же, на мой взгляд, состояла в том, джаз или MPB станет основой этой коллаборации, на чьем «поле» пройдет встреча или всё состоится на «нейтральной полосе» с элементами обоих жанров. Осторожность (или объективность) требуют склониться к последнему варианту, но вот субъективно мне показалось, что стилистически «Milton + esperanza» ближе к MPB.

При этом блеска и в программе, и в составе участников хватает. Основным аккомпанирующим дуэту вокалистов ансамблем стало испытанное рабочее комбо Эсперансы (один Лео Дженовезе за роялем чего стоит), но его усилила еще и целая группа бразильских гитаристов и перкуссионистов. Отдельная песня (почти каламбур) — это звездные гости проекта: легендарный Пол Саймон, Дайан Ривз, вездесущий Шабака Хатчингс, целый ряд других исполнителей и, наконец, вдова Уэйна Шортера Кэролайн, гостящая в финальном треке альбома «When You Dream». Этот трек, девятиминутная версия композиции Шортера с альбома «Atlantis» (1985), стал своеобразной данью памяти выдающегося музыканта, который был кумиром и учителем для Эсперансы Сполдинг и с которым и она, и Насименту удостаивались чести вместе работать.

Вошли в программу и еще два громких кавера. Один из них — знаменитая композиция Леннона и Маккартни «A Day in the Life», другой — «Earth Song» Майкла Джексона. В первом случае Милтон и Эсперанса поют в унисон, переходя затем на диалог: и инструментовка, и вокальная партия интересны, но мне, ретрограду, всё же больше нравится оригинальная версия. Что касается композиции Джексона, то новую версию украсила своим присутствием Дайан Ривз, и получилось, на мой вкус, более органично.

Но не каверами едиными. Классические песни Насименту и новые композиции Сполдинг (в «бразильских» аранжировках) — важнейшие элементы альбома. «Outubro» Милтона восходит еще к его альбому 1969 года «Courage». Несколько позже, в 1972-м, он сочинил «Cais», лиричную песню, которую Насименту и Сполдинг превратили, на мой вкус, в одну из вершин альбома. Из композиций Сполдинг выделю «Wings for the Thought Bird», где ее голос в верхнем диапазоне приобретает просто ангельское звучание. Большего я ожидал от «Um Vento Passou» с участием Пола Саймона, но это уже вкусовая оценка.

По структуре большие композиции в альбоме разбавлены короткими интерлюдиями, да и начинается он с короткого вступления «the music was there» в разговорном жанре, где Милтон преимущественно говорит, а Эсперанса преимущественно смеется. Если же оценивать альбом в целом, то, как уже было сказано, Эсперанса сыграла здесь на поле своего партнера (и в переносном, и в прямом смысле: записывался альбом в родном для Милтона Рио-де-Жанейро), а в качестве одного из главных достоинств «Milton + esperanza» я бы назвал мягкую, теплую атмосферу программы и столь же позитивное послевкусие.


Слушать на Bandcamp

Об авторе

Леонид Аускерн

Джазовый и рок-обозреватель с многолетним стажем. Постоянный автор журнала «Jazz-Квадрат» (Минск, 1997–2009). После прекращения печатного издания ведет сайт jazzquad.ru.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии