Перед нами пример электроакустической импровизации (ЭАИ, EAI) — жанра, название которого предложил в начале 2000-х Джон Эбби, основатель американского лейбла Erstwhile. ЭАИ возникла как противопоставление европейской свободной импровизации (EFI). Гитарист Отомо Йошихиде был одним из ключевых музыкантов токийской сцены онкё, где идеи ЭАИ и связанного с ней редукционистского импрова развивались особенно активно. К «тихому импрову», как еще характеризируют онкё, Йошихиде пришел не сразу, а через нойз-роковую группу Ground Zero. Работа в ней дала ему внушительный опыт игры на электрогитаре и виниловых проигрывателях. Именно с вертушкой он начал активно записывать новую на тот момент музыку в коллаборациях с японскими, европейскими и североамериканскими музыкантами.
Помимо этого, Йошихиде — композитор, сочинявший для собственных проектов, включая несколько релизов на лейбле Tzadik Джона Зорна. Еще он мастер интерпретаций чужой музыки, как, например, классики Эрика Долфи «Out to Lunch». Виртуоз работы с шумом, способный звучать на пределе громкостей и не менее интенсивно, чем Merzbow. И кинокомпозитор, имеющий звездный статус в родной Японии, но не за ее пределами. К слову, киномузыка его последнее время интересует всё больше, и по этой причине деятельность музыканта на импровизационной сцене поутихла.
Альбом «Hummingbird and Four Flowers» записан за один вечер в октябре 2022 года. Вся доступная информация о событии содержится в названиях двух треков: один создавался с вертушкой и фисгармонией, второй — только с вертушкой. Запись проходила в магазине лейбла Ftarri (Hitorri — его подразделение), что указывает на камерный характер концерта. Фисгармония была случайно обнаружена во время саундчека, и Йошихиде решил задействовать ее в выступлении. Общее время альбома — 52 с половиной минуты.
Использование Йошихиде не своего инструмента, найденного незадолго до концерта, стало точкой опоры всего первого сета, и не зря под конец трека возникает своеобразная реприза. Внутри этой 31-й минуты Отомо в лучшем виде «рассказывает» то, что знает, и играет то, что умеет. Скрежет, длинные фидбэки, биения тонов, наслоения. Элементы как раз из раздела ЭАИ, и Йошихиде напоминает, что он мастерски владеет этой эстетикой. Завершается трек отрывистыми нойзовыми фразами, и этот же элемент становится основным во второй части концерта, Полагаю, разделение на диске сделано для удобства навигации, а сет был сыгран без паузы — повод вспомнить о важности расстановки маркеров в пост-продакшне как способе переключить внимание слушателя.
Первая часть концерта начинается с дроновых текстур, создаваемых фисгармонией. Они как будто необходимы для мягкой настройки себя и слушателей. Найдя этот инструмент незадолго до концерта, Отомо прекрасно справился с непростой задачей, которая каждый раз встает перед импровизирующим сольным музыкантом: как начать? Сольное импровизационное выступление — сложный формат. Музыкант готовится к нему в одиночку, и во время концерта мало что может его удивить. Он либо использует (сознательно или нет) свои наработки, либо пытается выбраться за пределы своего же формата, иногда слишком нарочито. И та, и другая тактика рискованна и может мгновенно повредить собственно музыкальной составляющей. Использование незнакомого инструмента стало опорной точкой первого сета. Трек длится 31 минуту, за которые Йошихиде демонстрирует свои фирменные техники: скрежет, фидбэки, наложения звуков. Всё это элементы, которые подтверждают его мастерство в области ЭАИ. Завершается трек отрывистыми нойзовыми фразами, и этот же элемент становится основным во второй части концерта.
Вторая часть более шумная и агрессивная, на грани возможностей звуковой системы, использованной на концерте. Это своего рода камерный харш-нойз, где резкие звуковые фразы прерывают тишину, создавая динамическое напряжение. Йошихиде буквально не дает слушателю расслабиться, удерживая внимание постоянными звуковыми взрывами. Только после первых десяти минут он слегка сбавляет обороты, запуская фоновую текстуру, которая трансформируется и затухает ближе к концу трека. Эта вещь менее ровная и сбалансированная, чем первая часть сета. Не так просто переключиться с чуткой и негромкой импровизации на полную мощность с реакционной быстрой игрой, но надо отдать должное Отомо за желание пойти на риск.
Спустя 25 лет после появления ЭАИ этот термин выглядит затасканным, а его значение — размытым. Сегодня он скорее отсылает к определенному звуковому контексту и явлению в импровизационной музыке рубежа веков. В то время это был больше маркетинговый ход, позволявший выделить новую музыку на фоне старых образцов импрова. Тем не менее музыканты, которые стояли у истоков, нет-нет да и выпустят нечто, что явно отсылает к тому контексту и показывает, что это за музыка и как ее играть. Альбом Отомо Йошихиде — как раз из таких примеров. Видя его активность на импров-сцене в последние два-три года, хочется верить, что происходит новый виток в карьере, который послужит для музыкантом импульсом для нахождения чего-то ранее неизведанного в сложившихся рамках жанра.