Еще не начав слушать альбом, а только ознакомившись с его выходными данными, я сразу вспомнил легендарную Тошико Акиёши и ее биг-бэнд Toshiko Akiyoshi Jazz Orchestra. Вот, думалось, и подросла наследница традиций, «внучка» Тошико, еще одна японская женщина-композитор и руководительница бэнда, сделавшая карьеру в Штатах. Но и альбом «Beyond Orbits», и творческая биография Михо Хадзамы (ранее я ничего о ней не знал), убедили, что сходство тут чисто формальное. Хадзама — человек совсем другого поколения и с совершенно иным путем в музыке.
Михо Хадзама родилась в Токио и с самого нежного возраста посвятила себя музыке. Сначала это была специальная музыкальная школа под покровительством всемогущей корпорации Yamaha, потом колледж Кунитачи, где она изучала классическую композицию, а потом, в 2010 году, уже накопив опыт работы со многими японскими оркестрами, 24-летняя Михо переехала в Нью-Йорк и прошла курс джазовой композиции в Манхэттенской школе музыки. Хотя Михо когда-то начинала с игры на клавишных, она, в отличие от пианистки Акиёши, сразу определилась со своим местом в музыкальном мире: композитор, аранжировщик, но ни в коей мере не исполнитель. В 2012 году Хадзама основала камерный оркестр m_unit и записала с ним свой дебютный альбом «Journey to Journey». Этот состав стал ее постоянным бэндом, с которым она работает и по сей день, но это не единственная точка приложения ее таланта. В 2017 году Хадзама стала постоянным композитором Siena Wind Orchestra, в 2019 году получила пост главного дирижера Биг-бэнда Датского радио, вписав свое имя в один ряд с именами таких его прежних руководителей, как Тэд Джонс, Боб Брукмайер и ее бывший педагог Джим Макнили. Михо сотрудничала в качестве дирижера с Metropole Orkest, WDR Big Band и другими известными коллективами. Хадзама успела снискать уже немало наград, из которых отмечу только награду конкурса джазовых композиций имени Чарли Паркера в 2015 году за сочинение «Somnambulant».
Программу для нового альбома Михо Хадзама готовила преимущественно в дни ковидного локдауна, а сам альбом «Beyond Orbits» посвятила десятилетию своего состава m_unit. Запись этой работы состоялась в феврале 2023 года в Нью-Йорке, а пластинка увидела свет в конце сентября на британском лейбле Edition Records. В альбом вошло восемь композиций, центральное место среди которых занимает «космическая» сюита «Exoplanet» в трех частях: «Elliptical Orbit», «Three Sunlights» и «Planet Nine». Хадзама — автор всех пьес, кроме одной. Выбор кавера несколько неожиданный: Михо и ее бэнд записали композицию покойного автора романтических баллад Скипа Скарборо «Can’t Hide Love», но в аранжировке Хадзамы этот трек оказался, пожалуй, самым динамичным и темпераментным во всей программе. Музыку же альбома в целом можно охарактеризовать как не лишенный изящества гибрид между современным джазом и современной академической музыкой.
Состав ансамбля Хадзамы — это, конечно, не биг-бэнд в полном смысле этого слова: линейка из шести духовиков, в которой, помимо характерных для джаза инструментов, наличествуют валторна, струнный квартет, вибрафон и традиционная джазовая ритм-группа. Подобно художнику, акцентирующему те или иные цвета на полотне, Михо, когда ей это необходимо, усиливает звучание тех или иных групп инструментов. Так, в «Elliptical Orbit», стартовой пьесе «космической» сиюты, она добавила к струнному квартету по дополнительной скрипке и альту, а еще заменила здесь басиста. На контрабасе в этой композиции играет очень известный гость — Крисчен Макбрайд. Сама Михо рассказывает очень интересную историю появления Крисчена в проекте, заодно раскрывающую, на мой взгляд, нюансы ее композиторского мышления: «Я была на концерте Крисчена Макбрайда в Нью-Йорке и услышала, как он играет низкую ноту ми на открытой струне… и всё. Меня как током ударило. С тех пор мне хотелось сочинить что-нибудь, чтобы он сыграл эту ноту. Его звук и грув значат всё для этой пьесы! Когда он сыграл ее, это стало воплощением мечты: он вывел пьесу на новый потрясающий уровень, которого я никогда раньше не добивалась».
Оценить работу Крисчена, как и еще одного знатного гостя, альт-саксофониста Эммануэля Уилкинса в финальной композиции «From Life Comes Beauty», а еще «попробовать на зуб» звучание m_unit и уровень идей лидера коллектива Михо Хадзамы я рекомендовал бы любителям камерной музыки, не признающим жестких стилистических границ.