Mulatu Astatke
& Hoodna Orchestra
«Tension»
(Batov, 2024)

Сегодня сложно удивить кого-то новыми эфио-джазовыми работами, но любой проект, в котором участвует отец жанра Мулату Астатке, неизбежно привлекает внимание. Его альбом, записанный с малоизвестной за пределами Тель-Авива группой Hoodna Orchestra, выходит на лондонском лейбле Batov. Этот лейбл славится своей страстью к джазовой эклектике с world-оттенком и активно работает с эфиопской музыкой.

За последние годы эфио-джаз нередко исполняли музыканты, географически далекие от Абиссинии. Среди них бельгийцы Wild Flower и Kolonel Djafaar, «полностью аналоговые» англичане The Sorcerers и даже белорусы «СОЮЗ», объединившие меланхоличные амхарские лады с русскоязычным рэпом. Hoodna («перемирие» на арабском) Orchestra сформировался в 2012 году в Тель-Авиве, объединив музыкантов, увлеченных африканской музыкой. Начав с классического афробита, оркестр постепенно расширял звучание. В составе группы обычно участвуют около дюжины исполнителей, иногда еще больше. Среди них — известные фигуры местного андерграунда, например, гитарист Илан Смилан и клавишник Эйтан Драбкин из этно-фанк-фьюжн-коллектива Sababa 5, барабанщик Матан Ассаяг из фьюжн-трио Shalosh, а также перкуссионист Рани Биренбаум из группы The Faithful Brothers, играющей в стиле «северный соул». Hoodna Orchestra — это живой и разношерстный организм, который легко экспериментирует с жанрами и культурными влияниями, яркий пример тель-авивского «плавильного котла».

За время своего существования Hoodna Afrobeat Orchestra — так коллектив именовал себя изначально — отбросил афробит в своем названии и проделал мысленный путь из Лагоса в Аддис-Абебу, постепенно обрастая саундом Эфиопии и записав несколько коллабораций с современными музыкантами из этой страны (например, вокалистами Тесфайе Негату и Демису Белете и группой Adyabo Ensemble). Наконец, в 2023 году музыканты Hoodna Orchestra получили уникальный шанс поработать с Мулату Астатке, легендой и основателем эфио-джаза, который, хоть и разменял девятый десяток, но готов был приехать в Тель-Авив, чтобы разделить с ними студийную и концертную площадки. Продюсером альбома «Tension» стал Нил Шугарман, участник американской фанк-группы The Dap-Kings и основатель лейбла Daptone. Шугарман не только руководил процессом, но и сыграл на двух из шести треков альбома.

Что касается Мулату Астатке, про него не получится рассказать коротко, да и, наверное, не нужно. Его музыкальная карьера получила второй старт в середине 2000-х после выхода фильма «Сломанные цветы» Джима Джармуша — только самый ленивый зритель не поинтересовался, кто автор этой необычной и красивой музыки. С тех пор эфиопский мастер перевыпустил (и не по одному разу) все свои классические записи 60–70-х годов, а также записал несколько новых работ. Среди них был, по сути, всего один сольный альбом — удивительный спиричуэл-опус «Mulatu Steps Ahead», настоящий эталон жанра. Еще один альбом Астатке записал с англичанами The Heliocentrics, два — с австралийцами Black Jesus Experience. Альбом с Hoodna Orchestra стал его первой полноформатной записью за последние пять лет. Обычно ему не до студии: он больше занимается преподаванием, изучением традиционных эфиопских инструментов и их применением в современной музыке.

Альбом ходит с козырей: уже на стартовом треке «Tension» Hoodna Orchestra предлагают, как они сами это называют, «эфио-джаз на максималках» — фирменный «мулатовский» минор на фоне стремительного ближневосточного ритма. Композиция строится вокруг двух ведущих партий — умиротворяющего вибрафона самого Астатке и кричащего саксофона Эйлона Тушинера, которые солируют на фоне мощной духовой и ритмической секций оркестра. Настроение кардинально меняется в следующем треке «Major». Здесь звучание приобретает ямайский акцент, с интонациями ска и рокстеди, что неудивительно, учитывая влияние эфиопских традиций на зачинателей жанра регги. Особенного внимания заслуживает фанковое соло Эйтана Драбкина на электрооргане. Еще одним гвоздем программы становится композиция «Yashan», в которой угадывается «кинематографическое» звучание Мулату — с нотками ретро-саспенса, тонкой лирикой и древними созвучиями. Эта вещь встает в один ряд с классическим репертуаром Астатке —композициями «Yeketir Tezeta», «Yekerme Sew» и «Gubelye».

Завершающие альбом треки «Delilah» и «Dung Gate» переносят слушателя к ранним этапам творчества Мулату, когда он в 60-х годах в США экспериментировал с латин-джазом. В «Delilah» гитара выводит изящную ближневосточную мелодию, идеально дополняемую флейтой и вибрафоном. «Dung Gate» с его пульсирующим латинским ритмом и психоделическим надрывом отсылает к дебютному альбому Мулату «Afro-Latin Soul» и его хиту «I Faram Gami I Faram». Вибрафон мастера задает атмосферу, постепенно отходя на второй план, пока духовая и ритмическая секции набирают мощь, доводя звучание до почти космической экспрессии, чем напоминают работы Сан Ра.

Альбом «Tension», задуманный как дань уважения Астатке, производит любопытный и многослойный эффект, постепенно обретая новые смыслы. Вибрафон Мулату звучит с каждым разом всё увереннее и сильнее, пробиваясь сквозь ритмические, духовые и прочие конструкции молодых израильтян. Кажется, что хитрый и мудрый Астатке точно знает, где находится музыкальный ковчег Завета (спойлер: в Эфиопии), — и не оставляет слушателю ни малейшего шанса усомниться в этом. Ну а Hoodna Orchestra можно только поздравить: экзамен они выдержали достойно.



Слушать на Yandex Music | Spotify | YouTube | Bandcamp

Об авторе

Илья Рассказов

Музыкальный журналист, диджей и радиоведущий, основатель проекта Headz.FM. Автор Telegram-канала Headz.FM.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии