Если вы внимательно штудировали дискографию великого датского контрабасиста Нильса-Хеннинга Эрстеда Педерсена, то наверняка знакомы с творчеством его куда менее именитого тезки, пианиста Нильса Лан Доки. Первый еще в 80-е взял шефство над вторым: помог ему с дебютным альбомом, организовал тур, выступал и часто записывался со своим протеже. В противном случае вы можете слышать о Лан Доки впервые. Тогда не поленитесь и отыщите его ранние сольные работы: к примеру, альбом «Daybreak» 1990 года с участием Джона Скофилда. Это сразу поможет понять, что вы имеете дело с пианистом высшего класса. А дальше можно со спокойной душой приступать к прослушиванию новейшей пластинки Лан Доки «Modern Standards».
«Modern Standards» — альбом-обманка. Всем своим видом концертная запись с исполнением так называемых «новых стандартов» смахивает на абсолютную безделицу. Участие священных монстров джаза — саксофониста Билла Эванса, басиста Дэррила Джонса и барабанщика Харви Мэйсона — только усиливает эту гипотезу. Мало, что ли, примеров, когда легенды потехи ради гоняют «кавера» вполноги?
Репертуар пластинки получился настолько разношерстным, как будто люди вообще не парились проблемой выбора. Если к «Dancing Barefoot» Патти Смит, «Dixie Hop» того же Эванса, «Sex Pots» самого Лан Доки и «Jean-Pierre» Майлза Дэвиса вопросов не может быть никаких, то от «Black Hole Sun» Криса Корнелла (Soundgarden) и «Kiss From a Rose» Сила даже у не самого взыскательного слушателя наверняка удивленно вздернется бровь. «Smells Like Teen Spirit» выглядит и вовсе конкретным ляпсусом. Nirvana, серьезно? Ну что еще за бесконечный хохотач.
Поверхностность «Modern Times» так сильно бьет по глазам, что поневоле начинаешь искать подвох. Тем более, палочки на обложке пластинки слишком очевидно складываются в одно непечатное русское слово, как будто с порога отправляя всех неврубающихся в пешее эротическое.
Врубиться же в «Modern Times» стоит ради простой и совсем не новой максимы: не материал красит музыкантов, а музыканты — материал. Все ахи и охи по поводу «Нирваны», «ресторанов» и прочих представлений о прекрасном ничего не значат в сравнении с басовым грувом Дэррила Джонса. Если для того, чтобы как следует потрясти башкой под его разрывные партии, потребуется расстаться с хорошим вкусом, не беда. Пожалуйста, забирайте, не жалко.
В конце концов, в любом, даже самом изъезженном хите можно как следует разгуляться и дать гвоздя, чтобы дым пошел. Лан Доки, Эванс, Джонс и Мэйсон так и делают. Играют сфокусированно, на мастерстве. Без лукавства и выпендрежа. С полной отдачей. И, главное, без страха перед мнимой вторичностью.
Если уж великим людям джаза, оказывается, совсем не стыдно выложиться при исполнении «каверов» по полной, чем мы хуже? Давайте слушать и не стесняться. Конечно, «Modern Standards» — не великий альбом. И даже не великолепный. Скорее, честный, добротный и, вопреки опасениям, совсем не халтурный. Может быть именно за это его хочется предпочесть любым новомодным себяискательствам. Особенно когда выдастся трудный день.
Слушать на Яндекс.Музыка | Spotify | YouTube