Koma Saxo «Post Koma» (We Jazz, 2023) | Джазист | Рецензии

Koma Saxo
«Post Koma»
 (We Jazz, 2023)

Шведский басист с берлинской пропиской Петтер Эльд — из плеяды сравнительно молодых (ему сорок лет) музыкальных талантов Европы, которые пытаются осмыслить джаз по-своему. Для них джаз — это не жанр, а скорее жизненная энергия. Многие из них используют джазовую витальность, чтобы «оживить» хип-хоп и электронную музыку, которым как раз порой и не хватает спонтанности джаза. Для Эльда процесс смешения жанров и техник совершенно естественен: ребенком и подростком он фанател и от Чарли Паркера, и от Доктора Дре. Поэтому неудивительно, что от его джазового творчества отдает подходом «давайте еще поработаем над звуком», свойственным прежде всего хип-хоп- и электронным продюсерам. Даже акустические инструменты он записывает так, словно музыка создавалась в секвенсорах. Спорадическое использование семплов и эффектов только усиливает это впечатление.

Koma Saxo — главный на сегодняшний день проект Петтера Эльда в качестве лидера, басиста и саундпродюсера. Его сопровождают участники живого состава группы — барабанщик Кристиан Лиллингер, саксофонисты Отис Сандшьё, Йонас Кулхаммер, Микко Иннанен и Мачей Обара, а также вокалистка София Йернберг. Плюс-минус тем же составом (разве что без вокала и с сокращенной духовой секцией) были записаны первые два альбома проекта — «Peter Eldh Presents Koma Saxo» (2019) и «Live» (2021). На третьем альбоме «Koma West» (2022) звучание было разнообразнее за счет включения скрипки, виолончели, фортепиано и голоса. В этом смысле альбом «Post Koma» — не просто возвращение к более камерному составу, но альбом-послесловие, закрывающий тему того, что будет, если джазовый звук подвергнуть значительной переработке.

Нельзя сказать, что «Post Koma» — вещь неожиданная: она вполне укладывается в тенденции творчества Петтера Эльда и не станет сюрпризом для тех, кто с ним знаком. Эльд отталкивается от джаза мейнстримного толка, а еще чаще от фри-джаза и разукрашивает его интонациями и ритмами хип-хопа и электроники. Тем не менее есть ощущение, что автор пытался именно что удивить — и ради этой задачи он готов был вместить в рамки альбома десятки новых идей, которые родились у него с коллективом. Всё здесь встает с ног на голову: звучание живых инструментов часто напоминает сэмплы, импровизации оказываются спланированными заранее или пересобранными в процессе постобработки. Эффекта неожиданности пытаются добиться все участники коллектива в каждой отдельной партии. Например, ударные и контрабас задают переменчивую грувовую пульсацию. Духовые — флейты и саксофоны — играют то аккуратно, даже ностальгически, то отвязно и агрессивно. Пьесы на альбоме короткие, большинство ограничивается двумя минутами. Но краткость искупается насыщенностью идей — ритмы и типы музыкальной фактуры быстро сменяются.

Слушая этот альбом, состоящий из отрывочных зарисовок, считываешь в названии «Post Koma» не какой-то сложный концепт, а в первую очередь отсылку к разноцветным стикерам Post-It в самоклеящихся блоках. Многие композиции тут звучат так, словно их записали, оторвали и приклеили куда-то, чтобы позже взглянуть на них еще раз и, может быть, развить идею. Они крайне различаются как по настроению, так и по энергетике. Скажем, вступление «Koma» — это натурально драм-н-бейс, пробивной дуэт ударных и контрабаса, звучащего перегруженно, как электрогитара. Следующий трек «Watten Koma» — умиротворенный диалог саксофона и флейты, который растворяется в электронных эффектах и реверберации, чтобы воскреснуть в виде сэмплов. «Komma Hem» пытается — и очень успешно — быть гибридом диксиленда и рок-баллады с винтажными интонациями классического хип-хопа. Эмбиент-колыбельная «Eka Amok» поначалу усыпляет, но вскоре внезапно приобретает размах биг-бэнда и заполняется беспокойством. Трек «Koma Grav» производит впечатление синтетического коллажа, целиком собранного в цифровой студии, но вдруг заканчивается восторгом и угаром фри-джазового мельтешения. Финальный «Så Rinner Tiden Bort» — не менее спонтанный и сырой дуэт саксофона и контрабаса. Обрывается он тоже внезапно, заставляя слушателя хотеть еще музыки и, быть может, снова послушать альбом с самого начала.

«Post Koma» — это еще и постджаз, гибридная музыка, которая широко раскинулась по карте музыкальных жанров. У Петтера Эльда любопытный взгляд на историю зарождения джаза и фри-джаза — из современности в прошлое. Фри-джаз, для своего времени бывший вспышкой сверхновой, звучит на этом альбоме прирученно, даже несколько флегматично. В исполнении Koma Saxo он теряет свою интенсивность и становится таким же стандартным источником идей, как, например, хип-хоп (особняком стоит разве что экспрессивная сольная партия саксофона на «Mittenmelodin i Erzeben», которая уместнее смотрелась бы, скажем, на альбоме «For Alto» Энтони Брэкстона). Другими словами, талант Петтера Эльда и оригинальность его мышления не вызывают вопросов — тем интереснее будет следить за его творчеством в будущем.


Слушать на Apple Music | Spotify | YouTube | Bandcamp

Об авторе

Юрий Виноградов

Музыкант-импровизатор, саунд-продюсер и историк философии. Ведет Telegram-канал «Механика звука». Музыка на Bandcamp: Yuri Vinogradov.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии