Nostalgia 77 «The Loneliest Flower in the Village» (Jazzman, 2023) | Джазист | Рецензии

Nostalgia 77
«The Loneliest Flower in the Village»
(Jazzman, 2023)

Nostalgia 77 — это музыкальное альтер-эго Бена Лэмдина, продюсера, музыканта, диджея и одного из артистов, которые в начале нулевых стояли у истоков лейбла Tru Thoughts. Там он вместе с Quantic, Bonobo, Элис Расселл и другими придумывал новое эклектичное звучание на стыке фанка, даунтемпо-электроники, соула, трип-хопа, брокен-бита и джаза. Джаз для Лэмдина всегда был отдельным большим увлечением, и довольно быстро Nostalgia 77 вырос из продюсера-одиночки в целый коллектив, принявшийся штамповать пластинку за пластинкой. В прежние годы активности проекта можно было позавидовать: Nostalgia 77 стабильно выпускал по альбому каждый год, а то и чаще, с удовольствием экспериментируя с различными составами группы, которая играла и спиричуэл, и туманный нео-соул, и фанк, настоянный на афро-латинском звучании и дабе. Джазовому слушателю интереснее всего будут записи The Nostalgia 77 Octet, вместе с которым Лэмдин сделал в середине нулевых четыре лонгплея подряд. Среди них, например, недооцененный «The Impossible Equation» — запись, которую трудно не вспомнить, подводя разговор к новой работе Nostalgia 77. 

С последнего большого релиза Лэмдина и команды прошло почти десять лет. Если не считать коллабораций с даб-продюсером Prince Fatty и ветераном афробита Деле Сосими, получается, что продюсер не собирал свою команду в студии с 2014 года, когда вышел его альбом «Measures» под именем Nostalgia 77 and the Monster. За эти годы британская околоджазовая сцена расцвела пышным цветом, и новую работу «ветерана» можно считать вполне своевременной, хотя для нового поколения джазовых слушателей Nostalgia 77, вероятно, выглядит ноунеймом. Впрочем, альбом не задумывался как громкое возвращение — он вырос из спонтанной студийной сессии, на которую Лэмдин собрал своих музыкантов после долгого ковидного простоя. На получившейся в итоге пластинке звучат как новые версии собственных композиций Nostalgia 77, так и кавер-версии джазовой классики. 

Помимо самого Лэмдина, который традиционно выступил продюсером и идеологом альбома, ключевую роль в его создании сыграл контрабасист и композитор Райан Вослу, неизменно принимавший участие во всех «живых» записях Nostalgia 77. Вослу — автор многих композиций, вошедших в «The Loneliest Flower in the Village», он же взял на себя и басовые партии. Также в записи приняли участие флейтист Гарет Локрейн, трубач Алекс Бонни, клавишник Росс Стэнли и барабанщик Тим Джайлз. Все они работают в составе Nostalgia 77 с 2010 года и, по словам Лэмдина, на новом альбоме звучат как никогда превосходно.

Название альбома и его заглавная композиция — это парафраз на «Lonely Flower in the Village», мини-симфонию южноафриканского контрабасиста и композитора Джонни Мбизо Дьяни, в записи которой участвовал Дон Черри; сегодня она считается одним из шедевров модального джаза. Версия Nostalgia 77 — несомненно, главное украшение альбома, фри-джазовый триллер в африканских декорациях, который создатели пластинки приберегли для финала. Южноафриканские мотивы становятся определяющими для всего альбома: он открывается двумя каверами классики, принадлежащей еще двум патриархам «кейп-джаза», — «Ishmael» Абдуллы Ибрагима и «Dakar» Криса Макгрегора. И если «Dakar» — это яркий и экспрессивный спиричуэл, сжимающий слушателя в крепких объятиях, то «Ishmael» — тихая молитва, темная и загадочная. 

Еще одна кавер-версия — «Love in Outer Space» Сан Ра. Возможно, это не самая известная вещь легендарного джазового визионера, но по количеству новых трактовок она оказывается одной из самых востребованных. У Nostalgia 77 получился чуть ли не лучший инструментальный вариант, сохраняющий медитативную лиричность и вкрадчивую психоделию оригинала. 

На «The Sun Is Big» прекрасно солирует Росс Стэнли, а сама композиция заставляет вспомнить «A Love Supreme» Колтрейна. «The Hooper» запоминается соло на трубе от Алекса Бонни, а минорный оффбит «Folk Tune» звучит как еще одна потенциальная спиричуэл-классика, и здесь стоит отдельно отметить прекрасную игру Тима Джайлза. Гипнотическое настроение переходит и в следующий номер — нуаровый «Foothills». Две эти композиции как будто подводят слушателя к мощному и стремительному финалу — титульной пьесе.


Слушать на Bandcamp | YouTube | YouTube Music

Об авторе

Илья Рассказов

Музыкальный журналист, диджей и радиоведущий, основатель проекта Headz.FM. Автор Telegram-канала Headz.FM.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии