Peter Bruun, Søren Kjærgaard, Jonas Westergaard «Thēsaurós» (ILK, 2023) | Джазист |

Peter Bruun,
Søren Kjærgaard,
Jonas Westergaard
«Thēsaurós» (ILK, 2023)

Барабанщик Петер Бруун, пианист Сёрен Кьергор и контрабасист Йонас Вестергор играют вместе около 25 лет, с момента знакомства в Консерватории ритмической музыки в Копенгагене. В то время это было трио Fuschia, а после учебы их пути немного разошлись, и каждый совершенствовал мастерство как на локальной датской сцене, так и по всему миру. Например, Кьергор организовал трио со знаменитым фри-джазовым ударником Эндрю Сириллом и басистом Беном Стритом, а также сотрудничал с легендарным Торбеном Ульрихом, художником, перформером, концептуалистом и, кстати, отцом Ларса Ульриха, барабанщика группы Metallica. Бруун играет в трио швейцарского тромбониста Самуэля Блазера с французским гитаристом Марком Дюкре, был участником группы Django Bates’ Belovèd и занимался собственным коллективом All Too Human, где иногда одновременно умудрялся играть на ударной установке и синтезаторе. Вестергор отметился в коллективах немцев Кристиана Лиллингера и Ронни Граупе, норвежца Торбена Снеккестада и еще немалом количестве проектов.

В середине 2010-х троица вновь пересеклась на фестивале и с тех пор работает вместе на более-менее регулярной основе. Первым результатом стал альбом «Positioner / Positions» (Ilk Music, 2021), выпущенный под вывеской Jonas Westergaard Trio. На нем трио воздушно и почти романтически играло камерную музыку Вестергора, работая на полутонах. Это была первая часть задуманной ими трилогии, где каждому участнику отведена роль композитора целого альбома.

Над новым монументальным релизом длиной в 83 минуты музыканты работали около четырех лет — на этот они взялись за непростые пьесы Петера Брууна. Полиметрические идеи занимали его и раньше: можно вспомнить альбом «Vernacular Avant-Garde» группы All Too Human, на котором музыканты оказались в рамках электронных фанковых звуков и ломаных ритмов. В трио Петер предложил коллегам сосредоточиться на ритм-дизайне, взаимодействуя с непростыми размерами и паттернами. Полиритмика была выбрана такая: 12/11, 12/13, 18/17. Кьергор репетировал партии до того момента, пока они не стали для него максимально органичными, Вестергор проделывал примерно то же самое с кусочками паттернов, а Бруун даже опубликовал на своем сайте пояснения и примеры ритмических построений — для тех, кто пожелает погрузиться в музыку глубже. Когда трио закончило работу над материалом и записало его в студии, общий хронометраж составил около двадцати часов. Впечатляет.

Пьесы Петера построены вокруг не таких уж громоздких мелодий и ритмов, но каждый музыкант развивает параллельную идею, черпая вдохновение в игре партнеров не меньше, чем в самих композициях. Хрупкая и проникновенная игра Сёрена поддерживается шелестящими тарелками и глубоким контрабасом Йонаса, его же пиццикато сливается с томами ударной установки и раскатистыми аккордами рояля, расширенные техники игры на тарелках поддерживаются игрой смычком и задумчивыми нотами. Трио много импровизирует, но это игра по своим собственным правилам, в которых стороннему слушателю будет не так просто разобраться.

Но самое прекрасное в том, что музыка работает как надо, даже если не знать о концептуальной стороне и не погружаться в дебри взаимоотношений инструментов. По большей части саунд альбома — классическое джазовое фортепианное трио с компактным звучанием, где нет избыточной экспрессии. Формально это современный авторский джаз, граничащий с принципами академической музыки. Именно таковы шесть композиций из семи, и только последний трек, чье авторство приписано всем участникам, заметно отличается от прочих. Это самая длинная вещь, более девятнадцати минут свободной импровизации, где есть множество пауз и повисающих в воздухе звуков, к которым внимательно прислушиваются все трое. Это словно послесловие, уход от непростых задач, поставленных Брууном-композитором, — и некий задел на будущее, когда музыкальные идеи всех музыкантов становятся настолько близки и однородны, что можно уже ни о чем и не договариваться и играть без подготовки.


Слушать на Bandcamp

Об авторе

Илья Белоруков

Импровизатор, композитор, звукорежиссёр, один из владельцев лейбла Intonema, рецензент. Автор Telegram-канала Musicworm. Музыка на Bandcamp: Ilia Belorukov.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии