Третий выпуск альбомного дайджеста в 2021 году: редакция «Джазиста» выбрала 10 мартовских релизов, достойных вашего внимания.
Charles Lloyd & Marvels
«Tone Poem»
(Blue Note)
Apple Music | Spotify | Deezer | Яндекс.Музыка
Новый альбом «Tone Poem» — квинтэссенция творческого метода, выбранного великим саксофонистом Чарльзом Ллойдом для своей группы The Marvels. По сравнению с двумя предыдущими альбомами, «I Long to See You» (2016) и «Vanished Gardens» (2018), ставшими по воле случая самыми успешными для Ллойда со времен «Forest Flower» (1967), «Tone Poem» — более расслабленная, «музыкантская» пластинка, которую лидер сознательно лишает претензий на хитовость. На ней нет приглашенных вокалистов (в записи «I Long to See You» участвовали Уилли Нельсон и Нора Джонс, а «Vanished Gardens» была записана с участием звезды кантри Люсинды Уильямс) и мелодий, напрашивающихся на повтор в отрыве от всего альбома. Интонационно «Tone Poem» звучит тише и, как любой разговор на полутонах, требует большего внимания к деталям. Если исполненная Люсиндой Уильямс песня «Dust» настолько хороша сама по себе, что ее можно ставить в любое время и при любых обстоятельствах, не переслушивая при этом «Vanished Gardens» целиком, то из «Tone Poem», что называется, песни не выкинешь. Этот альбом записан в обход широкой аудитории для тех, кто понял жизнь, джаз, Ллойда — и никуда не торопится.
Александр Аношин (рецензия)
Hafez Modirzadeh
«Facets»
(Pi)
Чтобы записать «Facets», американский композитор иранского происхождения Хафез Модирзаде залез в фортепиано и немного понизил восемь нот в верхнем регистре, а потом позвал трех феноменальных импровизаторов своего времени — Крис Дэвис, Тайшона Сори, Крейга Тэборна — и дал им исполнить материал, который сочинил. Все они ознакомились с партитурой заранее, а вот о том, как будет звучать инструмент, не имели ни малейшего представления. Сам Модирзаде, замечательный тенор-саксофонист, в процесс почти не вмешивается. Из восемнадцати композиций он появляется только на одиннадцати и играет нарочито мягко, удобно, в духе традиций постбопа — как фокусник, отвлекающий движениями рук от главных манипуляций.
Наталья Югринова (рецензия)
Роман Столяр и Андрей Разин
«Балетные сцены для двух фортепиано»
(Бомба-Питер)
Apple Music | Spotify | Deezer | Яндекс.Музыка
Существуют альбомы, которые стоит слушать хотя бы для того, чтобы восхититься игрой музыкантов. Качество записи, драматургия и драматизм — всё это отходит на второй план; а вот техника, умение создавать разнообразные типы фактуры и калейдоскопически менять их — завораживают. Так же завораживает и альбом «Балетные сцены для двух фортепиано» Романа Столяра и Андрея Разина. При этом упрекнуть их работу в бессодержательности и поверхностной виртуозности — последнее, что может прийти в голову. Дело в том, что захватывающая импровизация — это не только умение правильно брать звук, быстро, четко, ясно играть сложные пассажи, но и способность создавать на лету музыкальные ситуации, то есть спонтанно сочинять. Поэтому мастеру импровизации недостаточно лишь виртуозно играть — ему необходима развитая фантазия и обширная музыкальная эрудиция.
Юрий Виноградов (рецензия)
Сольвычегодск
«Танец с СВЧ»
(ТОПОТ)
Apple Music | Spotify | Deezer | Яндекс.Музыка
Московская команда «Сольвычегодск» исповедует панковский подход к фри-джазу и свободной импровизации. В их дискографии можно найти грязный джазкор об отопительном сезоне, посвящение телепрограмме «Играй, гармонь!», выполненное методом свободной импровизации, харш-нойз о вознесении героев сериала «Улицы разбитых фонарей» Ларина и Дукалиса, записи пения в душе, альбом «#СТОМЕСТГДЕНАДОПОБЫВАТЬ» с телефонами СИЗО в разных городах России — и всё это разнообразие группа описывает термином «пост-гоп». На альбоме «Танец с СВЧ» бригада снова пробует себя в новых областях: музыканты отобрали несколько своих старых вещей и радикально трансформировали их, превратив в электронные боевики для танцполов.
«Танец с СВЧ» — это хоть и пародия на рэйв-культуру, но пародия добрая.
Леонид Кравченко (рецензия)
[Ahmed]
«Nights on Saturn (communication)»
(Astral Spirits)
Квартет [Ahmed], названный в честь контрабасиста Ахмеда Абдул-Малика, выпустил ошеломительную пластинку. Запись сделана во время живого сета в лондонском кафе ОТО и разделена на две части, первая из которых длится целых сорок минут. Пианист Пэт Томас играет с такой яростью, как будто борется врукопашную с медведем, саксофонист Сеймур Райт своими неистовыми соло делает из мозга пчелиные соты, ритм-секция в лице контрабасиста Джоэла Грипа и барабанщика Антонена Жербаля взбивает грув с интенсивностью мышечного молотка. Исполнительское мастерство и подкованность в свободной импровизации соседствуют на «Nights on Saturn» с первобытным драйвом, которому невозможно сопротивляться.
А. А.
Miguel Zenon
«Law Years: The Music Of Ornette Coleman»
(Miel Music)
Apple Music | Spotify | Deezer | Яндекс.Музыка
Неожиданно бодрая трактовка произведений Орнетта Коулмана от пуэрториканского саксофониста Мигеля Зенона, построившего карьеру на пресных латиноамериканских обобщениях. На «Law Years» Зенон отбрасывает в сторону наносную душевность и рубит с плеча: импровизирует жестко, зло и захватывающе виртуозно.
А. А.
Pino Palladino & Blake Mills
«Notes with Attachments»
(Impluse!)
Apple Music | Spotify | Deezer | Яндекс.Музыка
«Notes with Attachments» — совместный альбом продюсера Блейка Миллса (Alabama Shakes, Perfume Genius) и басиста Пино Палладино (The Who, Ди Энджело и др.). Своей выставленной напоказ салонной атмосферой «Notes with Attachments» апеллирует к комфорту и привилегиям потенциальных слушателей, которые слушают музыку на дорогостоящем оборудовании, установленном в домах с дизайнерским ремонтом. По идее, такой подход должен вызывать справедливое раздражение, но бравада Миллса и Палладино принимается с легкостью и без раздумий. Видимо, потому что, во-первых, они не пытаются прибавить к буржуазным удобствам социальную повестку, а во-вторых, знают толк в написании красивых песен. И это главное.
А. А.
Arseny Rykov Trio
«Forgotten Melody»
(Rainy Days)
Apple Music | Spotify | Deezer | Яндекс.Музыка
Несмотря на некоторую хрупкость названия, дебют московского трио под управлением пианиста Арсения Рыкова получился уверенным. В «Forgotten Melody» легкое обаяние молодости сочетается со зрелым подходом к аранжировкам, в которых нет ни одной лишней детали, яркими темами и блистательной техникой исполнения. «Forgotten Melody» — пластинка мирового уровня — вызывает чувство искренней радости за молодых музыкантов и петербургский лейбл Rainy Days.
А. А.
See Through 4
«Permanent Moving Parts»
(Self-Released)
Apple Music | Spotify | Deezer | Яндекс.Музыка
Канадская трубачка Лина Аллемано вместе с квартетом See Through 4 весело ностальгирует по ранним шестидесятым, а именно по Джимми Джуффри, Полу Блею и другим великим музыкантам интеллектуального постбопа. Альбом искрится любовью к героям прошлого и тонким музыкальным юмором (например, шутка про Диззи Гиллеспи и «Salt Peaunts» в начале композиции «Onion» чудо как хороша). При этом музыка полна нестандартных ходов в аранжировках, которые вдыхают новую жизнь в знакомый материал.
А. А.
Nik Bärtsch
«Entendre»
(ECM)
Apple Music | Spotify | Deezer | Яндекс.Музыка
Швейцарский дзен-минималист Ник Берч на первом за двадцать лет сольном альбоме проводит ревизию собственного творчества, по-новому переставляя композиции-модули, уже знакомые по предыдущим пластинкам. Почерк Берча узнаваем: репетитивные пьесы с математически выверенной пульсацией, которые с каждой минутой всё глубже затягивают слушателя в свой омут. Оставшись без привычной группы поддержки, Берч еще больше сосредоточивается на своем инструменте и находит внутри своей монолитной музыки, будто отлитой из бетона, детали прекрасного несовершенства.
А. А.