Возможно, любители джаза не очень хорошо знают канадского басиста Нила Суэйнсона, но вот джазовым профессионалам это имя говорит о многом — и в США, и, разумеется, в Канаде, где Суэйнсон пользуется огромным и заслуженным уважением и является четырехкратным лауреатом национальной премии «Джуно», канадского варианта «Грэмми». Джазовый ветеран Нил Суэйнсон (род. 1955) начинал свой путь в городе Виктория, в «канадской Калифорнии» — провинции Британская Колумбия, рае британских пенсионеров. Редкий случай в современном джазе: Суэйнсон «академиев не кончал», он самоучка, освоивший контрабас самостоятельно и достигший с этим инструментом головокружительных высот.
В 70-х годах он зарекомендовал себя надежным партнером гастролировавших в Канаде именитых американцев Херба Эллиса, Сонни Ститта, Барни Кессела, играл «экологический джаз» с Полом Хорном. В конце 70-х Суэйнсон сменил «канадскую Калифорнию» на «канадский Нью-Йорк», перебравшись в Торонто, главный джазовый центр страны (впрочем, у Монреаля на сей счет другое мнение). Здесь Нил по-прежнему был весьма востребован, два года в середине 80-х ездил по всей планете с ансамблем трубача Вуди Шоу, а позже вошел в ансамбль знаменитого пианиста Джорджа Ширинга, записывался в его составе и аккомпанировал многим звездам вокального джаза, от Нэнси Уилсон до Дайаны Кролл. При этом собственная дискография Нила на удивление скудна: первый альбом «49th Parallel» с участием таких звезд, как Вуди Шоу и Джо Хендерсон, он выпустил в 1987 году, а второй, «Fire in the West», — лишь в 2022-м! Объяснений этого парадокса может быть много. Наиболее вероятно, что Суэйнсон был постоянно занят повседневной работой, а кроме того, он предпочитает высказываться только тогда, когда ему есть что сказать: неслучайно на всех его альбомах звучит только авторская музыка. Не стал исключением и новый, третий альбом «Here for a While».
Вот здесь уж мы можем лицезреть Суэйнсона сразу в трех лицах: он и басист, и композитор, и бэндлидер. Для записи Нил собрал секстет из опытных американских и канадских партнеров: тут и известная пианистка Рини Роснес, и недавний знакомец по альбому «We See» тромбонист Стив Дэвис, и канадские духовики Брэд Тёрнер и Келли Джефферсон, и ударник Куинси Дэвис. Кстати, Роснес, Джефферсон и Тёрнер пару лет назад участвовали и в записи второго альбома Суэйнсона. Программа нового же, состоящая из девяти треков, выдержана в духе мейнстрим-джаза, музыки, которую Нил играет всю жизнь. К чему бы ему на старости лет изменять своим вкусам? Но уж показать товар лицом в этой органичной для него атмосфере Суэйнсон умеет с блеском. Тут есть всё: straight-ahead джаз — мейнстримней некуда («Lagrange Point», «Under Cover of Darkness»), тонкие пьесы в бразильской стилистике («In the Path of Angels», «Bend»), блюз по-суэйнсоновски («Jerry’s Blues»), баллада по-суэйнсоновски («Here for a While»), трибьюты покойным друзьям-музыкантам («One for Rob»). Темпы Нил предпочитает преимущественно средние и медленные, любит сложные гармонии, интересные текстуры композиций, неизменный, но ненавязчивый свинг. Музыканты секстета много солируют, но не в ущерб общей линии композиций, причем, не только духовики, которым это положено по должности, но и все остальные, включая самого Суэйнсона — не только мудрого лидера и креативного композитора, но и классного басиста.
На обложке альбома Нил Суэйнсон улыбается, умиротворенно расположившись полулежа в удобном кресле. От его фигуры веет покоем и удовлетворением. Пожалуй, эти же чувства вызывает и его музыка. В хаотичном, бешеном, пугающем мире наших дней Нил предлагает нам на часок погрузиться в атмосферу надежной, проверенной, устоявшейся и такой ласкающей ухо музыки, в мир джаза, который сегодня уже можно относить к джазовой традиции. На мой вкус, это дорогого стоит!
Слушать на Bandcamp