Недавно саксофонисту и композитору Энтони Брэкстону исполнилось 80 лет. Не может быть лучшего подарка, чем исполнение его музыки, не правда ли? Альт-саксофонист Стив Леман, выпустивший альбом «The Music of Anthony Braxton», на заре своей карьеры был участником некоторых ансамблей Брэкстона, поэтому не понаслышке знает о стратегии и методах работы мэтра. В трио Лемана играют басист Мэтт Брюэр и ударник Дэмион Рид, а приглашенным гостем неожиданно стал тенор-саксофонист Марк Тёрнер. Публика знает его по модерн-джазовым коллективам и альбомам на лейбле ECM, но более авангардных течений он, кажется, раньше не касался. Интересно, что Марка в свое время сравнивали с Уорном Маршем и называли его последователем. А Марш, в свою очередь, повлиял на Энтони Брэкстона, который даже записал альбом-посвящение. Получается, Тёрнер неспроста оказался заодно с трио Лемана; тем любопытнее слушать их совместную работу.
Вначале обращаешь внимание на необычное для наших дней сведение: бас и альт-саксофон — слева, ударные и тенор-саксофон — справа. Соответственно, в центре образуется некоторая пустота, поэтому начинаешь внимательнее вслушиваться в партии инструментов и самостоятельно дорисовывать звуковую картину. Что и говорить, это уже само по себе занятно. Типичные угловатые брэкстоновские мелодии погружены в более джазовую ритм-секцию, чем обычно мы слышим на его собственных пластинках. Кажется, Брюэр и Рид намеренно подгоняют солистов, почти не оставляя места для отдыха. После нескольких композиций закрадывается мысль, что это уже и не музыка Энтони Брэкстона. Леман и Тёрнер погружены в материал и играют настолько непринужденно, что мелодии будто становятся их собственными. Примечательно, что саксофонисты не соревнуются, а подстегивают и чутко слушают друг друга. Это очень похоже на легендарные дуэты других саксофонистов — Ли Конитца и того самого Уорна Марша на их совместных датских концертах середины 70-х. Видимо, в этом и проявляется связь Тёрнера и Брэкстона через Ли и Уорна, которые были учениками пианиста Ленни Тристано. Финальная вещь «Trinkle, Tinkle» недвусмысленно намекает на параллель с Конитцем и Маршем: она начинается с саксофонного дуэта, напоминая, как в 70-е годы Ли и Уорн играли Баха.
«The Music of Anthony Braxton» не столько открывает музыку Брэкстона, сколько показывает ее истоки. Как бы он ни был авангарден, корнями его музыка всё же уходит именно в джазовую традицию с достаточно простой структурой пьес. Про это часто забывают, ведь в последние десятилетия музыка Брэкстона обрастает различными концептуальными идеями и замысловатыми звуковыми конструкциями, да и потеряться в обилии релизов очень легко.
Большая заслуга Стива Лемана состоит в том, как досконально он переосмыслил часть наследия Брэкстона, акцентировав внимание на исполнительском искусстве, а не на сложности композиций. Поэтому Леман и выбрал старые, не такие замысловатые вещи композитора. А Тёрнер идеально подошел на роль партнера-саксофониста, с которым можно вместе играть, а не конкурировать.
Слушать на Bandcamp