Если звук гитары напоминает игру на пиле, значит, по струнам чем-то скользят. Сейчас для этого есть специальные приспособления, а раньше струны истязали гвоздями, складными ножами и бутылочными горлышками. Такая техника называется bottleneck guitar или slide guitar.
Одним из ее прародителей был простенький инструмент диддли-бо. Черные американские рабы собирали его из деревяшки, пустой бутылки или консервной банки в качестве резонатора и пары гвоздей, между которыми натягивали струну.
А в конце XIX века гаваец Джозеф Кекуку, гуляя по Гонолулу с гитарой, поднял с земли ржавый гвоздь и задел им струны. Простая случайность выросла в популярный стиль игры, подхваченный американскими блюзменами.
В джазе слайд-гитара — редкий гость. Взять, например, новое трио The Jazz Seekers. В июле группа «выбросила» на стриминговые платформы несколько треков с предстоящего альбома. Жонглирующий жанрами датский гитарист Никлас Кнудсен, его соотечественник Андерс Могенсен (ударные) и финский басист Йонни Оман переигрывали джазовую классику: “Caravan” Дюка Эллингтона и Хуана Тизола, “I Let a Song Out of My Heart” Эллингтона и “Chelsea Bridge” его верного соратника — Билли Стрэйхорна. Но слайд-гитара смещала привычный угол зрения и заостряла давно знакомую музыку, приправляя ее ироничным блюзовым подтекстом. Звучало это свежо и многообещающе.
Когда пластинка вышла, оказалось, что девиантным поведением Кнудсена в отношении Эллингтона и Стрэйхорна всё интересное и ограничивается. В других же пьесах The Jazz Seekers то ли не захотели, то ли не смогли выйти за рамки консервативного джазового политеса. А претенциозное название трио — «Искатели джаза» — обернулось очередным повторением пройденного и, к сожалению, голословной декларацией.