Московскую группу The OMY игнорировать трудно. Ее карьера резко взмывает вверх, о чем можно судить хотя бы по фестивалям, в которых она участвует, — некогда начав со специфических «Иначе» и Moscow Music Week, этим летом она выступает на крупнейших Signal и «Стереолето». В ее состав входит саксофонист Сергей Храмцевич — фигура противоречивая, но яркая; это человек, хорошо знакомый как знатокам импрова, так и поклонникам Шабаки Хатчингса. Наконец, ее второй альбом «Слон» выходит на солидном независимом лейбле «Ниша» и собирает отличную прессу. Музыкантов The OMY называют смелыми экспериментаторами, авангардистами и даже адептами хаоса. Со стороны может даже показаться, будто с выходом этой записи радикальный импров вдруг обрел в России невиданную доселе популярность. Действительно ли это так? Попробуем разобраться.
В основе творческого метода The OMY лежит эклектика. Композиции группы состоят из элементов разных экстремальных и не очень стилей (от хип-хопа до габбера), приправляются импровизацией и окончательно оформляются с помощью довольно абстрактных, но вроде бы имеющих остросоциальный посыл текстов на русском и английском языках. Этот подход в полной мере демонстрируется в первой же композиции «Бабла». Она открывается бодрым басовым риффом под завывания саксофона. К инструментам присоединяется вокал, орущий что-то нечленораздельное. Чисто роковый материал внезапно прерывается постбоповым фрагментом, затем в дело вмешивается электроника, а дальше композиция возвращается в исходную точку под фразу «Новый год в тюрьме». Смешение жанров, тяжелое звучание, импров, социально-политическая повестка — все составляющие на месте.
Дальше — больше. Следующая вещь, «Только не я», сэмплирует речи Бориса Ельцина и дополняет их агрессивным речитативом в духе калифорнийских рэперов Death Grips, только очень уж манерным (вокал здесь вообще вызывает больше всего вопросов — позерства в нем могло быть и поменьше). Текст явно претендует на роль политического высказывания, в нем говорится о «судебной скамье», «молитве на грани госизмены» и «нерушимых стенах режима», но до его истинного посыла слушателю придется добираться самостоятельно. Музыка тем временем продолжает перепрыгивать от сладжа к клауд-рэпу, от брейккора к дабу и так далее, не забывая о регулярных джазовых и импровных вкраплениях. Не сказать, что ее повороты совсем уж непредсказуемы — порой какой-нибудь бластбит или электронный брейк возникают именно там, где их ожидаешь услышать, — но в целом следить за этой траекторией стабильно интересно. В сочетании с текстами материал получается довольно злым, но в то же время веселым.
И материал, и метод, и подход The OMY заставляют вспомнить пару других московских команд. Первая — это «Рудольф» с экстремальным панк-сладж-импров-хип-хопом. Вторая — «Сольвычегодск», выпустившая в прошлом году коллекцию рэйв-бэнгеров под названием «Танец с СВЧ». Но у первых упомянутых музыкантов материал гораздо более сырой и безбашенный, а вторые при всем своем веселом пародийном настрое иносказательно, но вполне четко выражают отношение к происходящему вокруг. The OMY же аккуратно следят за тем, чтобы не перейти определенный порог безумия и ненароком не распугать своей музыкой аудиторию модных инди-фестивалей. Ну а высказывания на околополитические темы музыканты покрывают плотной завесой (пост)иронии — понять, о чем именно идет речь, зачастую не представляется возможным, и простор для трактовок остается довольно широким. Иными словами, при всем декларируемом нонконформизме The OMY отнюдь не чураются популизма и стремятся оказаться «своими» для как можно большего числа слушателей — эдакий «авангард для всех». Рассматривать этот альбом как некую раздвигающую границы и горизонты работу было бы неверно — нет в ней ничего по-настоящему радикального, визионерского или провокационного. Тут, кстати, можно провести параллель с другим проектом Храмцевича The RIG, который также позиционирует себя как авангардный импров-состав, в действительности играя вполне мейнстримную музыку.
Впрочем, это ничего не говорит о качестве самого материала — а он действительно достоин внимания. Даже если используемые группой ходы не кажутся принципиально новыми, они всё равно срабатывают, позволяя музыкантам складывать из них эффектные боевики. А умелое продюсирование и мощный звук еще больше усиливают их воздействие. Не стоит игнорировать и индивидуальность участников команды — это опытные исполнители с давно сложившимся музыкальным видением, и результат их совместной работы тоже обретает узнаваемое лицо. Можно, конечно, занять снобскую позицию и ворчать, что авангард тут, мол, ненастоящий, но какой в этом смысл? Да, это скорее рок-н-ролл, чем фри-джаз (сама группа использует тэг «русский рок») — но это не повод пропускать хороший альбом.
Слушать на Apple Music I Spotify I YouTube Music I Bandcamp