Тияна Станкович — скрипачка, вокалистка, музыковед и радиоведущая из Сербии. В своей музыке, как и в научных изысканиях, она занимается одновременно современной импровизационной музыкой и народными песнопениями. «Folk Songs» — ее второй сольный альбом после дебюта «Freezer», выпущенного в 2020 году на словацком лейбле LOM. С первых же движений смычка Тияна удерживает внимание слушателя и погружает его в свой собственный звуковой контекст, где современные техники игры на скрипке соседствуют с характерными голосовыми приемами из фольклора.
На альбоме четыре песни, но разделение достаточно условно. Музыка воспринимается единым органичным потоком, и отвлекаться от повествования не хочется до самого конца. Основа сыграна на скрипке, и Станкович есть что предложить слушателю: экспрессивные и виртуозные пассажи, пиццикатные арпеджио, микроинтервалы и прочие элементы из арсенала современного скрипача. Иногда инструмент отходит на второй план, чтобы помочь голосу не потеряться в звуковом пространстве. В этом случае вокал начинает вести за собой, а мелодии проявляются открыто и показывают весь фольклорный багаж Тияны.
Находясь в некотором оцепенении после прослушивания, задумываешься о том, что же всё-таки роднит импров и фолк. И там, и там сам процесс музицирования зачастую оказывается важнее результата. В обоих случаях музицирование происходит здесь и сейчас, а записи, как правило, лишь документируют события, не становясь самоцелью. Что в импрове, что в народной музыке музыканты обычно играют друг с другом без специальной подготовки (хотя у всех есть свои «домашние задания», чтобы в нужный момент быть в нужном контексте). Играя сольный сет, приходится искать дополнительные точки опоры, на которых выстраивается музыкальная мысль. Помимо балканских мелодий, для Станкович еще одной из таких точек оказывается работа с акустикой помещения. Как импровизирующий музыкант она реагирует не только на музыкальный материал, но и на звучание инструментов в разной обстановке и в связке между собой. Иногда она намеренно заостряет внимание на резонирующих нотах, как будто рассматривая возникающие дроуны с разных сторон и подчеркивая этими деталями основное направление импровизации.
Тияна совмещает импровизационную и народную музыку деликатно и уверенно, никогда не пересекая черту, за которой начинается что-то из серии world music. Она бескомпромиссна в том, что делает, и ее честность подкупает. Как и подобает хорошему импрову и фолку, музыка Станкович остается по-хорошему сырой, готовой к тому, чтобы слушатель сам нашел в ней те или иные качества. Это было очевидно на дебютном альбоме, и на «Folk Songs» Станкович продолжает держаться заданного направления, погружаясь дальше в исследование собственных интенций.